Следующим после Няндомы и последним городом в ходе Малого северного путешествия-2018 был Вельск — небольшой город на юге Архангельской области. Можно сказать, южные ворота Архангельской области — это первый город области по трассе М8 при движении от Вологды.

1. Центр Вельска. Более нарядный, официальный и оживлённый, чем в Каргополе. И намного интереснее, чем центр Няндомы (Няндома, прости).
Вельск находится в 510 км к югу от Архангельска и примерно в 740 км от Москвы. Как уже упоминал выше, это самый южный город Архангельской области.
Первое упоминание о Вельске относится к 1137 году. Можно сказать, город на 10 лет старше Москвы. Впервые Вельск упоминается как пункт сбора церковной дани в уставе новгородского князя Святослава Ольговича. Спустя почти триста лет Вельск упоминается как волость Вель в летописи 1397 года.
Дальше принадлежность Вельска часто и неоднократно менялась. В 1462 году он стал принадлежать Великому княжеству Московскому как Вельский погост. Спустя почти век — в 1550 году — становится Вельским посадом.
В 1708 году была сформирована Архангелогородская губерния, и Вельск вошёл в её состав. В 1780 году было открыто Вологодское наместничество, Вельск отошёл к нему, получив статус уездного города. В это же время был Высочайше утверждён герб города: «В первой части герб Вологодский. Во второй части дёгтем наполненная бочка в золотом поле — в знак, что обыватели сего города оным производят знатный торг».
В 1796 году наместничества были упразднены Павлом I. Вельск с уездом надолго вошёл в состав Вологодской губернии, просуществовавшей до 1929 года. Потом был Северный край, потом — Северная область и после всех этих перетрубаций в 1937 году была образована Архангельская область, в состав которой Вельск и вошёл. И находится там и по сей день. (по материалам Википедии)
Моя прогулка по Вельску началась с ж/д-вокзала и станции Вельск — это было первое, что довелось посмотреть. Театр начинается с вешалки, а город — с вокзала. Поэтому сейчас кратенько покажу станцию и вокзал (про них будет отдельная подробная статья). И пойдём смотреть город. В Вельске есть на что посмотреть. Город не такой, как ранее посещённые в ходе этого путешествия Кириллов, Вытегра, Пудож, Каргополь и Няндома.

2. Итак, станция Вельск. Здание вокзала свеженькое, стильное, симпатичное и достаточно большое для такого небольшого города (население Вельска — около 22 тыс. чел. (2021)). Опрятно и презентабельно выглядит не только сам вокзал, но и привокзальная площадь.

3. За счёт высокого потолка и балконов вокзал изнутри выглядит просторно и атмосферно. В здании вокзала на 2 этаже есть комнаты отдыха пассажиров (по сути гостиница). Поэтому есть возможность пожить тут, слушая звуки гудков тепловозов и наблюдая трафик под окном. Только вот не знаю, куда выходят окна — на пути или в город.

4. Вид со стороны путей. Здесь тоже всё опрятно и просторно.
Первое здание вокзала в Вельске было деревянным и было построено в 1942 году силами заключённых при прокладке Печорской железной дороги. Современное же здание вокзала было заложено в 1994 году. Строительство велось силами Министерства транспортного строительства. С финансированием в 90-е было негусто, поэтому вскоре стройка была заброшена. В таком виде всё простояло до 1999 года, когда объект был передан на баланс железной дороги. Стройка наконец-то продолжилась, и через 5 лет — в 2004 году — здание вокзала было сдано в эксплуатацию. Внешний вид вокзала стилизован под древнерусский терем — своего рода отсылка к многовековому прошлому Вельска и архитектуре центра города. (по материалам сайта РЖД)

5. А на станцию между тем прибывает поезд. Вроде воркутинский.

6. Прибыл.
Ну всё, поезд встретили, теперь можно идти смотреть город. Путь мой начался от вокзала и далее через парк Победы по ул. Дзержинского (можно сказать, основная улица города).

7. У пересечения улиц Гагарина и Дзержинского располагается Парк Победы со Стелой Памяти (1977). Вечный Огонь, к сожалению, не горел. И, по словам местных, не горит уже давно.
Можно сказать, что моё фото парка уже немного историческое. Напомню, я был в Вельске в 2018 году. С тех пор в парке провели реконструкцию и заменили вот эту винтажную плитку с духом СССР современной мелкой «собянинской» плиткой. Судя по отзывам на парк на Яндекс.Картах, не все жители этому были рады.

8. Соглашусь, что на каблуках или с коляской по такому ходить не очень удобно, особенно учитывая широченную щель между бордюром и тротуаром. Но эта большая квадратная плитка — это своего рода антураж, атрибут ушедшей эпохи, который мысленно возвращает нас в те времена. Неужели ни у кого нет ностальгии по Советскому союзу? Что ж, ладно, поменяли так поменяли. Всё равно эта плитка не пролежала бы тут вечно.

9. Вот ещё одно фото Парка Победы в прежнем обличии. На Стеле Памяти слева есть даже небольшая клумба, где растёт травка.

10. А вообще с плиткой в Вельске особые отношения. Её тут очень любят. У одного из домов на ул. Гагарина крупными плитами выложен весь двор! Что-то мне подсказывает, что там какое-то подземное сооружение (гаражи, погреба или вообще бункер какой). Вельчане, подскажите в комментариях, что там?

11. А теперь идём в город. Ул. Дзержинского. Одна из самых оживлённых улиц, потому что здесь всё. Магазины порой располагаются в красивых зданиях.

12. Есть даже свой вельский ЦУМ.

13. Причём отовариваются в вельских магазинах все, не только люди =) А ещё у меня ощущение, что у собаки пять лап. Но честно скажу: я тут ничего не дорисовывал, не в том возрасте уже ;)

14. И если центр в Вельске нарядный и с красивыми домиками, то архитектура зданий советского времени здесь мне показалась какой-то сдержанной, строгой и уже по-северному суровой.

15. Нередко дома стоят вплотную друг к другу. Так явно теплее.

16. Ул. Дзержинского.

17. Во дворах очень даже уютно. Обратите внимание как интересно сделана крыша у ближнего к нам дома — над каждой линией балконов своя отдельная крыша.

18. А ещё в Вельске красивое здание пожарной каланчи (пожарная часть №26 на ул. Комсомольской). Выглядит свежо и стильно.

19. Пока не ушли далеко отсюда, стоит показать памятник Патриотам России (памятник морякам и корабелам), установленный в сквере рядом с гостиницей Жемчужина Севера.

20. Памятник был открыт в 2015 году в День военно-морского флота. Установлен по инициативе Александра Геннадьевича Кулакова — члена Вельского военно-морского клуба, старшего лейтенанта запаса Северного флота.

21. Идём по улице Дзержинского дальше. Доходим до дома 82, где сейчас располагается вельская гимназия №4.
Здание с вековой историей. Его подарил городу московский купец Стефан Кудрин. Он был благотворителем и подарил Вельску не одно здание. В июне 1905 года в Вельске им были заложены церковь и каменный дом, который был пожертвован под богадельню на 10 человек (5 мужчин и 5 женщин). Богадельня была открыта в 1910 году, но проработала недолго — около трёх лет. После этого в мае 1912 года здание по решению Вельского уездного собрания было передано для Вельской женской гимназии. В июле 1919 года здание передано под отделы Президиума исполкома, отдела управления уездной советской милиции и другие учреждения. Но и они просидели там недолго — в 1921 в этом здании была организована школа ФЗС (фабрично-заводская семилетка), а в 1933 она была «повышена» до ФЗД — фабрично-заводской десятилетки. Позднее она стала называться школой №1 и переехала в здание на ул. Комсомольской.
Церковь Николая Чудотворца до наших дней не сохранилась. Была разрушена примерно в 30-е годы XX века. Она находилась правее и немного поодаль от современного здания гимназии.
В 1961 г. к зданию была сделана пристройка и открыта школа №4 (которая сейчас, насколько я понимаю, и называется гимназией №4) — Вельская средняя политехническая школа №4 с производственным обучением. В 1977 был открыт летний бассейн, а в 1990 году — круглогодичный бассейн длиной 25 м. Причём в возведении стен принимали активное участие ученики школы, учителя, бывшие выпускники. Я считаю, что это очень круто — бассейн в школе в 70-е годы, а также «зимний» бассейн в 90-е, да ещё и преимущественно собственными силами. Работами руководил Энгельс Фёдорович Лопатин. (по материалам сайта гимназии №4 и сайта Вельской газеты)

22. Моё время в Вельске было в тот раз ограничено — в обед надо было уезжать в Москву, поэтому я поспешил посмотреть наиболее интересовавшую меня улицу — улицу Набережную. Уж очень интересны были виды оттуда в сторону реки Ваги.
Тогда — в 2018 году — в Вельске только стали облагораживать эту улицу и окрестности Ваги. На момент моего визита уже кое-где были установлены фонарики, заборы, положена плиточка. Начали укреплять склон в сторону реки. В общем, работы были развёрнуты масштабные.

23. Сейчас и далее будут фото, которые уже можно считать историческими — как выглядели эти места до благоустройства. Это дома 49 (в серединке) и 47 (справа) по Набережной ул. Дом 49 также ищется по адресу ул. Карпеченко, 2 (находится на углу улиц). Это жилой дом управляющего Вельским удельным округом Р.Ф. Астафьева, 1909-1911 годы.

24. С фасада выглядит намного солиднее.

25. А это улица Набережная идёт далее на север, в сторону Городского парка.

26. Панорамный вид намного интереснее.

27. Луга на берегу Ваги выглядят очень красиво. Я даже не ожидал, что тут будет такая красота. Склон, как видим, укрепляют, чтобы улица не съезжала вниз.

28. На сегодняшний день тут всё уже благоустроено, дорожки новые. А в 2018 году тут было вот так.

29. Дорожка так и манит пройти по ней.

30. Перепады высот тут внушительные. Город стоит, если можно так сказать, на равнинной возвышенности, заливные луга на берегах Ваги — тоже равнинные, а между городом и лугами нечто вроде достаточно крутой ступеньки в несколько метров.

31. Вага протекает за деревьями на заднем плане.

32. Есть и песчаная отмель на берегу.

33. Сейчас уже сложно сказать, что за деревня на том берегу. Там находятся деревни Головковская и Аргуновская. Наверняка одна из них.

34. На лугах встречаются одинокие деревья и деревца.

35. Что характерно, сидят по одной линии. Наверно там жила водяная так идёт.

36. Отсюда видно и железнодорожный мост через Вагу, и деревню Плёсовская. Мост словно нависает над деревней.

37. А вот на этом кадре я уже могу сказать точно — на том берегу деревня Головковская.

38. Но давайте всё же вернёмся обратно в «городскую» часть Вельска. Некоторые дома окружены деревьями со всех сторон. Обратите внимание — берёза перед самым крыльцом. Ул. Набережная, 55.

39. Улица Карпеченко уходит в сторону центра. Это уже обычная улица, особой красоты, как на ул. Набережной, тут нет. Но всё же есть памятник архитектуры — жилой дом (в левой части кадра). Информации об его истории найти не удалось. Сейчас там располагается вельская типография.

40. Я всё же продолжаю идти по Набережной ул. в сторону Городского парка. На фото можно разглядеть белые квадратные столбики — «преддверие» парка.

41. Да, работы тут были затеяны масштабные. Очень интересно съездить в Вельск ещё раз ближайшим летом и посмотреть, как там теперь.

42. На углу Набережной ул. и площади Ленина в красивом кремовом доме расположилась редакция газеты Вельские Вести и вообще Издательский дом «Вельские вести».

43. Посмотрите, какое колоритное крылечко. Цвета «кофе с молоком».

44. Ну что, я довёл вас до ручки практически до Городского парка. На этом первую часть рассказа про Вельск можно заканчивать.
Во второй части посмотрим парк (там много интересных моментов) и прогуляемся по центру.
© С.Ц. 2022