Станция Питкяранта (2020)

В ходе рассказа про карельский город Питкяранта я обещал отдельную статью про станцию Питкяранта. Что ж, статья готова. На станции есть интересности — и семафорно-жезловая сигнализация, и ручные стрелки, и деревянные шпалы с запахом креозота.
Любителям ж/д в Питкяранте будет на что посмотреть.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
1. Здание вокзала. Как и в соседней Сортавала, оно здесь кирпичное.
Подписывайтесь на меня в соцсетях:
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
2. Во многих городах улица, идущая к вокзалу, прямо упирается в вокзал, а сам вокзал видно вдоль улицы издалека. В Питкяранте же не так — здесь вокзал робко спрятался за дом и скромно выглядывает из-за него одной половинкой.
Станция Питкяранта — ж/д-станция Октябрьской железной дороги. Находится на 59-м километре перегона Леппясилта — Салми линии Янисъярви — Лодейное Поле. До Лодейного поле отсюда почти 160 км. Дата открытия станции — 1 сентября 1932 года.
Станция была построена в составе третьего этапа строительства линии Янисъярви-Лодейное поле (всего было 6 этапов) — участок Ляскеля-Питкяранта. В 1933 году на станции было построено паровозное депо, вагонные весы, водонапорная башня. (по материалам Википедии)
В 2014 году на станции была проведена небольшая реконструкция — была отремонтирована платформа. Когда было построено современное здание вокзала, сказать сложно. Судя по архитектуре здания, предположительно конец 1990-х. Вокзал большой, просторный. На момент моего визита, к сожалению, был закрыт, потому что пассажирского движения по этой линии на тот момент уже 5 лет как не было (было упразднено в 2015 году).
К счастью, в 2021 году движение по линии возобновилось. Было несколько экспериментальных рейсов поезда Москва — Питкяранта. Сейчас в ходу остался пригородный Сортавала — Лодейное поле (1 пара в день).
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
3. Пассажирская платформа на станции одна. Учитывая «объёмы» здешнего «движения», здесь больше и не нужно. В левой части кадра от вокзала отходит ул. Титова.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
4. Красивых ландшафтных видов сделать не получилось, потому что на момент моего визита на станцию прибыл длиннопоезд и заслонил весь вид. Это вид на север, в сторону Ляскеля.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
5. Вокзал реально здоровый. Ощущение, что даже побольше сортавальского будет. Хотя отчасти такое ощущение из-за огромных вылетов крыши.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
6. А вот так выглядит привокзальная площадь. В 2020 году связь с внешним миром осуществлялась отсюда маршруточно-автобусным способом. Но, несмотря на это, на площади тишина и практически никого.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
7. Почти никого. Одинокая маршрутка всё же присутствует.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
8. В город от вокзала отходит ул. Титова с кирпичными позднесоветскими и раннероссийскими домами.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
9. Вернёмся всё же на платформу. Это вид на юг, в сторону Олонца. Полосатая платформа интересно выглядит.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
10. Если приглядеться, вдалеке можно увидеть семафор. Да, самый настоящий семафор. И здесь это не рудимент советской эпохи, а вполне себе рабочий инструмент.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
11. Я же держал свой путь к острову Пусунсаари, где расположен Питкярантский целлюлозный комбинат. И путь этот пролегал по ж/д переезду через на ул. Пушкина. Возле переезда есть интересный артефакт — ручной привод семафора.
Сам семафор вдалеке, метрах в 150 от нас. Там, где трубы по эстакаде через железную дорогу проходят. И вот туда идёт тросс, которым семафор и управляется. Интересно, насколько тяжело крутить эту конструкцию.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
12. Это вид на юг, в сторону Олонца. Там, где ручное управление семафорами, там просто обязаны быть ручные стрелки. И они, конечно же, тут есть. Здесь стрелка лишь частично попала в кадр, потому что мотив кадра был другой.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
13. А это вид на станцию от переезда. Люблю неэлектрифицированные линии — никаких лишних проводов в кадре (почти), никаких столбов и консолей. Всё воздушно и атмосферно.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
14. В тупике отдыхает умная Машка.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
15. А на одном из станционных путей запыхтел ТЭМ2-2706 и куда-то собрался тащить состав.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
16. От станции отходят подъездные пути по разным направлениям. Один из путей идёт на остров Пусунсаари, где находится Питкярантский целлюлозный комбинат. Вполне можно сказать, что на острове есть железнодорожное движение =)
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
17. Ладожское озеро прекрасно.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта, крест, мыс ристиниеми, ристиниеми
18. Виды в другую сторону, на юг, не менее интересны. Вдалеке посередине кадра при желании можно разглядеть яркую точку — это православный крест. До него порядка 4 км. Предположительно это мыс Ристиниеми.
Больше видов на Ладожское озеро с этого моста есть в середине четвёртой части рассказа про Питкяранту.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
19. Со стороны города стала надвигаться серьёзная туча, поэтому пришлось поторапливаться.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
20.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
21. У Горького в Песне о буревестнике чайки «стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем». Здесь же чайки мечутся над станцией Питкяранта =)
Но на этом история не заканчивается. В городе есть ещё две интересные view-point на железную дорогу. Первая из них находится в районе северной горловины станции.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
22. От дома 74 по ул. Ленина в сторону железной дороги отходит улочка без названия, идущая по насыпи. Это вид в сторону ул. Ленина. Не думаю, что насыпь здесь стали бы делать просто так. Следов путей, шпал и подобных атрибутов найти не удалось. Но при этом сама улочка идеально прямая и по ширине как раз как железнодорожный габарит. Не знаю, что тут было, но очень похоже на насыпь бывшей ж/д-ветки.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
23. С другой стороны, маловероятно, чтобы тут проходил какой-то ж/д путь, потому что эта дорожка выводит меня вот на такую площадку и обрывается. А площадка эта метров на 4-5 выше уровня путей.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
24. Подъёмный кран меж тем не просто стоял, а активно работал.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
25. Это вид на север, в сторону станции Ляскеля.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
26. А ещё отсюда прекрасно проглядывается Ладожское озеро и острова.
Теперь идём ещё на одну локацию, где есть неплохие железнодорожные виды — на переезд в районе ул. Рудакова и Гоголя.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
27. Переезд хоть и нерегулируемый, здесь есть дежурный по переезду.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
28. Движение по линии чумовое, трафик очень плотный. Поэтому дежурный утомился и прилёг отдохнуть =)
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
29. Здесь примерно середина затяжного склона (или подъёма), что даёт вкусные виды. Это в сторону Олонца. Чайки хоть и не стонут, но все ещё мечутся.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
30. А это вид в другую сторону, на станцию. Станция тут видна как на ладони. ТЭМ2 с составом уже уехал.
Карелия, Северное Приладожье, питкяранта, станция питкяранта
31. Вся суть станции Питкяранта в одном кадре. Семафор, видимо, недавно покрасили. Нарядный такой.
Вот так выглядят питкярантские железнодорожности. Можно сказать, заповедная линия. Тишина, покой, редкие крики чаек и тонкий запах креозота.
После Питкяранты по программе был памятник Крест скорби (что у трассы А-121), водопады Белые мостыподъездная дорога к ним с живописными видами) и город Суояорви.
© С.Ц. 2022
Подписывайтесь на меня в соцсетях:
Posted in железнодорожное, путешествия and tagged , , , , .