В ходе рассказа про карельский город Питкяранта я обещал отдельную статью про станцию Питкяранта. Что ж, статья готова. На станции есть интересности — и семафорно-жезловая сигнализация, и ручные стрелки, и деревянные шпалы с запахом креозота.
Любителям ж/д в Питкяранте будет на что посмотреть.

1. Здание вокзала. Как и в соседней Сортавала, оно здесь кирпичное.

2. Во многих городах улица, идущая к вокзалу, прямо упирается в вокзал, а сам вокзал видно вдоль улицы издалека. В Питкяранте же не так — здесь вокзал робко спрятался за дом и скромно выглядывает из-за него одной половинкой.
Станция Питкяранта — ж/д-станция Октябрьской железной дороги. Находится на 59-м километре перегона Леппясилта — Салми линии Янисъярви — Лодейное Поле. До Лодейного поле отсюда почти 160 км. Дата открытия станции — 1 сентября 1932 года.
Станция была построена в составе третьего этапа строительства линии Янисъярви-Лодейное поле (всего было 6 этапов) — участок Ляскеля-Питкяранта. В 1933 году на станции было построено паровозное депо, вагонные весы, водонапорная башня. (по материалам Википедии)
В 2014 году на станции была проведена небольшая реконструкция — была отремонтирована платформа. Когда было построено современное здание вокзала, сказать сложно. Судя по архитектуре здания, предположительно конец 1990-х. Вокзал большой, просторный. На момент моего визита, к сожалению, был закрыт, потому что пассажирского движения по этой линии на тот момент уже 5 лет как не было (было упразднено в 2015 году).
К счастью, в 2021 году движение по линии возобновилось. Было несколько экспериментальных рейсов поезда Москва — Питкяранта. Сейчас в ходу остался пригородный Сортавала — Лодейное поле (1 пара в день).

3. Пассажирская платформа на станции одна. Учитывая «объёмы» здешнего «движения», здесь больше и не нужно. В левой части кадра от вокзала отходит ул. Титова.

4. Красивых ландшафтных видов сделать не получилось, потому что на момент моего визита на станцию прибыл длиннопоезд и заслонил весь вид. Это вид на север, в сторону Ляскеля.

5. Вокзал реально здоровый. Ощущение, что даже побольше сортавальского будет. Хотя отчасти такое ощущение из-за огромных вылетов крыши.

6. А вот так выглядит привокзальная площадь. В 2020 году связь с внешним миром осуществлялась отсюда маршруточно-автобусным способом. Но, несмотря на это, на площади тишина и практически никого.

7. Почти никого. Одинокая маршрутка всё же присутствует.

8. В город от вокзала отходит ул. Титова с кирпичными позднесоветскими и раннероссийскими домами.

9. Вернёмся всё же на платформу. Это вид на юг, в сторону Олонца. Полосатая платформа интересно выглядит.

10. Если приглядеться, вдалеке можно увидеть семафор. Да, самый настоящий семафор. И здесь это не рудимент советской эпохи, а вполне себе рабочий инструмент.

11. Я же держал свой путь к острову Пусунсаари, где расположен Питкярантский целлюлозный комбинат. И путь этот пролегал по ж/д переезду через на ул. Пушкина. Возле переезда есть интересный артефакт — ручной привод семафора.
Сам семафор вдалеке, метрах в 150 от нас. Там, где трубы по эстакаде через железную дорогу проходят. И вот туда идёт тросс, которым семафор и управляется. Интересно, насколько тяжело крутить эту конструкцию.

12. Это вид на юг, в сторону Олонца. Там, где ручное управление семафорами, там просто обязаны быть ручные стрелки. И они, конечно же, тут есть. Здесь стрелка лишь частично попала в кадр, потому что мотив кадра был другой.

13. А это вид на станцию от переезда. Люблю неэлектрифицированные линии — никаких лишних проводов в кадре (почти), никаких столбов и консолей. Всё воздушно и атмосферно.

14. В тупике отдыхает умная Машка.

15. А на одном из станционных путей запыхтел ТЭМ2-2706 и куда-то собрался тащить состав.

16. От станции отходят подъездные пути по разным направлениям. Один из путей идёт на остров Пусунсаари, где находится Питкярантский целлюлозный комбинат. Вполне можно сказать, что на острове есть железнодорожное движение =)

17. Ладожское озеро прекрасно.

18. Виды в другую сторону, на юг, не менее интересны. Вдалеке посередине кадра при желании можно разглядеть яркую точку — это православный крест. До него порядка 4 км. Предположительно это мыс Ристиниеми.
Больше видов на Ладожское озеро с этого моста есть в середине четвёртой части рассказа про Питкяранту.

19. Со стороны города стала надвигаться серьёзная туча, поэтому пришлось поторапливаться.

20.

21. У Горького в Песне о буревестнике чайки «стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем». Здесь же чайки мечутся над станцией Питкяранта =)
Но на этом история не заканчивается. В городе есть ещё две интересные view-point на железную дорогу. Первая из них находится в районе северной горловины станции.

22. От дома 74 по ул. Ленина в сторону железной дороги отходит улочка без названия, идущая по насыпи. Это вид в сторону ул. Ленина. Не думаю, что насыпь здесь стали бы делать просто так. Следов путей, шпал и подобных атрибутов найти не удалось. Но при этом сама улочка идеально прямая и по ширине как раз как железнодорожный габарит. Не знаю, что тут было, но очень похоже на насыпь бывшей ж/д-ветки.

23. С другой стороны, маловероятно, чтобы тут проходил какой-то ж/д путь, потому что эта дорожка выводит меня вот на такую площадку и обрывается. А площадка эта метров на 4-5 выше уровня путей.

24. Подъёмный кран меж тем не просто стоял, а активно работал.

25. Это вид на север, в сторону станции Ляскеля.

26. А ещё отсюда прекрасно проглядывается Ладожское озеро и острова.
Теперь идём ещё на одну локацию, где есть неплохие железнодорожные виды — на переезд в районе ул. Рудакова и Гоголя.

27. Переезд хоть и нерегулируемый, здесь есть дежурный по переезду.

28. Движение по линии чумовое, трафик очень плотный. Поэтому дежурный утомился и прилёг отдохнуть =)

29. Здесь примерно середина затяжного склона (или подъёма), что даёт вкусные виды. Это в сторону Олонца. Чайки хоть и не стонут, но все ещё мечутся.

30. А это вид в другую сторону, на станцию. Станция тут видна как на ладони. ТЭМ2 с составом уже уехал.

31. Вся суть станции Питкяранта в одном кадре. Семафор, видимо, недавно покрасили. Нарядный такой.
Вот так выглядят питкярантские железнодорожности. Можно сказать, заповедная линия. Тишина, покой, редкие крики чаек и тонкий запах креозота.
После Питкяранты по программе был памятник Крест скорби (что у трассы А-121), водопады Белые мосты (и подъездная дорога к ним с живописными видами) и город Суояорви.
© С.Ц. 2022