Питкяранта. Часть 4 — многоэтажная часть города, ж/д-вокзал и Ладожское озеро (2020)

В третьей части рассказа про Питкяранту я показал вам окрестности краеведческого музея, безымянную гору, озеро Перялампи и привёл в многоэтажную часть города (ул. Титова). С этого места и продолжим — покажу эту улицу, питкярантские «высотки», ж/д-станцию Питкяранта с безымянной (опять?) привокзальной площадью и пойдём сходим на остров Пусунсаари к целлюлозному комбинату.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Karjala, itkaranta, голубь мира
1. С этого вида для многих начинается Питкяранта — дом перед вокзалом (ул. Титова, 2). Интересный образец нетиповой постсоветской кирпичной застройки (1995).
На фасаде по центру было явно что-то интересное (какой-то рельефный объект), но ныне, как видим, утрачено. Что там было, кто подскажет? Пишите в комментариях.

Читать далее, +47 фото

Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
2. Улица Титова. Она идёт от ж/д-вокзала и упирается в ул. Ленина. Улица короткая — чуть менее 300 метров. Но нетиповых интересных домов на ней достаточно. Можно сказать, что это одна из самых цивильных и современных улиц города. Слева на фото — дом №4 1986 года постройки — самый старый на улице. Остальные дома на этой улице были построены позже, после развала СССР.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
3. Обратите внимание на интересные бетонные одноногие клумбы у дома.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
4. Это прекрасно :)
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
5. На этом интересные артефакты на этой улице не заканчиваются. Через дорогу от дома №4 с его необычными клумбами притаилась крытая доска объявлений. С крышей. Из шифера! Наверно прочтение размещённых тут объявлений настолько важное, захватывающее и длительное, что пришлось соорудить целую крышу :)
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
6. Питкярантский дворик на ул. Титова. Справа в кадре дом 5 — одна из немногих панельных 9-этажек в городе. И этот дом тоже немного интересен: состоит из двух отдельно стоящих корпусов, соединённых декоративной бетонной стеночкой (интересно, зачем?), но при этом и одна часть, и вторая — это дом 5, без корпусов (по крайней мере именно так обозначено на Яндекс.Картах).
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
7. С этой стороны это нагляднее видно. Объясните мне, зачем эта стеночка между корпусами? Для повышения устойчивости? Всё-таки рядом «большая вода», грунт может быть подвижен.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
8. Что ж, пойдём по улице Титова дальше.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, железная дорога, станция питкяранта, вокзал
9. А что это там вдалеке? О, да это же вокзал! Большой красивый вокзал на линии, где нет пассажирского движения (по состоянию на 2020 год всё пассажирское сообщение по этой линии было прекращено). Но позднее движение было восстановлено: по состоянию на лето 2022 года в ходу пригородный поезд Лодейное Поле — Сортавала (через станции Ляскеля, Янисъярви, Маткаселькя, с заездом на станцию Горный парк Рускеала). 1 пара в будни, 2 в выходные.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
10. Площадь перед вокзалом. Как водится в Питкяранте, она тоже (как и площадь перед горадминистрацией и Сквером Мира) не имеет названия. Я просмотрел всю Яндекс.Карту города и не нашёл ни одной площади с названием 🙂
Что за кучки земли лежат вдоль дороги, не знаю. Наверно чистили обочины дорог, да не успели убрать. На других улицах тоже такие же кучки.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
11. А вот и сам вокзал. Весьма красив, на мой взгляд. Люблю нетиповые здания, особенно кирпичные.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, железная дорога, станция питкяранта, вокзал
12. Вид со стороны путей. Вокзал, я бы сказал, внушительных размеров для такого небольшого города. Видно, ожидался большой пассажиропоток в лице рабочих, едущих на комбинат.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, железная дорога, станция питкяранта, вокзал
13. На станции тишина и никого нет. Товарняк загораживает мне вид на остальную часть станции и комбинат.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, станция Питкяранта, железная дорога, ручная стрелка, семафоры
14. А ещё тут семафорная сигнализация. Да, настоящая, «всамделишная», всё работает! Точнее, семафорно-жезловая сигнализация, как подсказывает Википедия.
Про станцию Питкяранта есть отдельная подробная статья, пока же пойдёмте дальше по городу.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
15. Примерно так видят город приехавшие в Питкяранту. Вид от вокзала вдоль ул. Титова. Красивый кирпичный домик слева — 2003 год.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
16. Единственный (в 2020 г.) способ добраться до Петрозаводска, Петербурга и окрестных городов — автобусно-маршруточный. Отправляются они от привокзальной (в данном случае это имя нарицательное) площади.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
17. От вокзала отходит улица Привокзальная (хотя бы улица тут имеет название). Но она какая-то неинтересная — просто улица да деревья.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
18. Намного интереснее окна в домах по этой улице. И их [окон] обитатели.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
19.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
20. И дворы. Есть в них что-то провинциально-умиротворяющее.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
21. Неужели в 2020 году здесь газ в баллонах? Иначе для чего от каждого шкафчика отходит отдельная труба?
Что ж, пойдёмте теперь на остров Пусунсаари заглянем — туда, где располагается целлюлозный комбинат. Для этого доходим до ул. Пушкина и поворачиваем в сторону острова.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, станция Питкяранта, железная дорога, ручная стрелка, семафоры
22. На переезде через ул. Пушкина встречаем очередную интересность — ручной привод семафора. Обратите внимание, где стоит семафор — вон там, вдалеке, метрах в 150-200 от переезда. И до него тянется вот такой длинный тросс, перекинутый через несколько роликов. Интересно, насколько тяжело это всё крутится.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, станция Питкяранта, железная дорога, ручная стрелка, семафоры
23. Раз уж тут есть семафоры, то и ручные стрелки просто обязаны быть. И они есть. Здесь, так сказать, полный набор для любителя ж/д: и семафоры, и ручные стрелки, и отсутствие электрификации (в итоге запах угля и дизеля от тепловозов), и запах креозота (здесь ещё много деревянных шпал). Тут самая настоящая железная дорога из детства 🙂
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
24. Немного проходим по ул. Пушкина и подходим к мостику на остров Пусунсаари.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога
25. С мостика открываются замечательные пейзажи Ладожского озера. Это вид на юг. Прекрасный вид на первый взгляд — чистое голубое небо, озеро, лёгкие облачка, деревца.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога
26. Но на самом деле не всё так безоблачно. Облачка на самом деле не облачка, а дым от комбината. Причём с характерным техногенным запашком (это он (дым) только на вид белый и пушистый). Не могу сказать, что запах напрягает (как, например, в Сясьстрое, где прямо откровенно воняет), но он есть.
Справа в кадре мостик с фото 24, соединяющий остров Пусунсаари и «большую землю». Т. е. от острова до большой земли метров 25-30, не больше. С этого же моста будут сделаны последующие виды озера.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога
27. Если посмотрим ниже, всё ещё грустнее. Вода грязная, у берега какая-то муть.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
28. Ощущение, что в воде плавают частички выхлопа комбината, оседающие из воздуха на воду. Происхождение этой мути явно техногенное.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
29. Но при всём при этом здесь всё равно красиво, даже несмотря на комбинат. Это вид с мостика через Ладогу.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога
30. А виды вдаль ещё интереснее. Это примерно на юг, юго-восток, в сторону «большой» Ладоги.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога, мыс Ристиниеми
31. На берегу в левой части кадра можно разглядеть крест. До него километра 4-5. Скорее всего это мыс Ристиниеми.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога, остров, остров Рухкамосаари
32. Если посмотрим чуть правее, увидим остров Рухкамосаари. Весь покрытый зеленью, абсолютно весь (ну почти). До него чуть больше 4 км.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога,
33. Очень умиротворяет.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога,
34. Теперь давайте посмотрим в другую сторону, на северо-запад. Здесь сохранилась винтажная бетонная оградка на мосту.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога
35. Сразу за автомобильным мостом есть ещё один — железнодорожный. На остров от ст. Питкяранта идёт подъездной путь. Так что на острове есть железная дорога 🙂
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
36. И кстати о птичках: со стороны города, с юга стала надвигаться достаточно крупная туча. Поэтому мне пришлось ускориться, пока дождь не пошёл. Потому что туча выглядела дюже устрашающе, а сильный ветер усиливал впечатление. Зато хоть запах от комбината сдул в озеро.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
37. Туча нависла над городом. Но ещё не успела прилететь к озеру. Поэтому я успел сделать непасмурные кадры залива.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Нурмисаари, Вяхкимясаари, Лемматсусаари, Кюлюсаари
38. Виды на северо-запад не настолько далёкие. Здесь в кадр попадают сразу несколько островов. Достаточно сложно понять, какой из них как называется, но я попробую. По идее слева должен быть Нурмисаари, правее вдалеке — Вяхкимясаари, ещё правее — Лемматсусаари либо Кюлюсаари (они прямо один за другим расположены). Если где ошибся, поправьте меня в комментариях.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, Ладожское озеро, Ладога, Нурмисаари
39. Этот остров очень похож на Нурмисаари, потому что там есть строения. Это один из немногих условно обитаемых островов в этом заливе (остальные острова, судя по карте, необитаемые).
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
40.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
41. Рыбаков, разумеется, очень много. Можно даже сказать, что на заливе есть устойчивый лодочный трафик.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
42. Впрочем, катерный трафик тоже есть.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
43. А это чуть правее вид.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
44. Кому-то повезло и одновременно не повезло (потому что комбинат) жить на берегу Ладоги.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala, питкярантское карьероуправление, карьероуправление
45. Отсюда замечательно проглядывается Питкярантское карьероуправление, что на северной окраине города.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
46. Бросаем прощальный взгляд в сторону Большой Ладоги.
Карелия, Питкяранта, Северное Приладожье, Pitkaranta, Karjala
47. И всё же пора обратно в «городскую» часть города (да, такая вот тавтология).
На этом четвёртую часть рассказа про Питкяранту можно закрывать. На пятую часть остался кусочек города в районе улиц Ленина и Пушкина. Там тоже есть интересные кадры.
© С.Ц. 2022
Posted in путешествия and tagged , , .