В третьей части рассказа про Питкяранту я показал вам окрестности краеведческого музея, безымянную гору, озеро Перялампи и привёл в многоэтажную часть города (ул. Титова). С этого места и продолжим — покажу эту улицу, питкярантские «высотки», ж/д-станцию Питкяранта с безымянной (опять?) привокзальной площадью и пойдём сходим на остров Пусунсаари к целлюлозному комбинату.

1. С этого вида для многих начинается Питкяранта — дом перед вокзалом (ул. Титова, 2). Интересный образец нетиповой постсоветской кирпичной застройки (1995).
На фасаде по центру было явно что-то интересное (какой-то рельефный объект), но ныне, как видим, утрачено. Что там было, кто подскажет? Пишите в комментариях.

2. Улица Титова. Она идёт от ж/д-вокзала и упирается в ул. Ленина. Улица короткая — чуть менее 300 метров. Но нетиповых интересных домов на ней достаточно. Можно сказать, что это одна из самых цивильных и современных улиц города. Слева на фото — дом №4 1986 года постройки — самый старый на улице. Остальные дома на этой улице были построены позже, после развала СССР.

3. Обратите внимание на интересные бетонные одноногие клумбы у дома.

4. Это прекрасно :)

5. На этом интересные артефакты на этой улице не заканчиваются. Через дорогу от дома №4 с его необычными клумбами притаилась крытая доска объявлений. С крышей. Из шифера! Наверно прочтение размещённых тут объявлений настолько важное, захватывающее и длительное, что пришлось соорудить целую крышу :)

6. Питкярантский дворик на ул. Титова. Справа в кадре дом 5 — одна из немногих панельных 9-этажек в городе. И этот дом тоже немного интересен: состоит из двух отдельно стоящих корпусов, соединённых декоративной бетонной стеночкой (интересно, зачем?), но при этом и одна часть, и вторая — это дом 5, без корпусов (по крайней мере именно так обозначено на Яндекс.Картах).

7. С этой стороны это нагляднее видно. Объясните мне, зачем эта стеночка между корпусами? Для повышения устойчивости? Всё-таки рядом «большая вода», грунт может быть подвижен.

8. Что ж, пойдём по улице Титова дальше.

9. А что это там вдалеке? О, да это же вокзал! Большой красивый вокзал на линии, где нет пассажирского движения (по состоянию на 2020 год всё пассажирское сообщение по этой линии было прекращено). Но позднее движение было восстановлено: по состоянию на лето 2022 года в ходу пригородный поезд Лодейное Поле — Сортавала (через станции Ляскеля, Янисъярви, Маткаселькя, с заездом на станцию Горный парк Рускеала). 1 пара в будни, 2 в выходные.

10. Площадь перед вокзалом. Как водится в Питкяранте, она тоже (как и площадь перед горадминистрацией и Сквером Мира) не имеет названия. Я просмотрел всю Яндекс.Карту города и не нашёл ни одной площади с названием 🙂
Что за кучки земли лежат вдоль дороги, не знаю. Наверно чистили обочины дорог, да не успели убрать. На других улицах тоже такие же кучки.

11. А вот и сам вокзал. Весьма красив, на мой взгляд. Люблю нетиповые здания, особенно кирпичные.

12. Вид со стороны путей. Вокзал, я бы сказал, внушительных размеров для такого небольшого города. Видно, ожидался большой пассажиропоток в лице рабочих, едущих на комбинат.

13. На станции тишина и никого нет. Товарняк загораживает мне вид на остальную часть станции и комбинат.

14. А ещё тут семафорная сигнализация. Да, настоящая, «всамделишная», всё работает! Точнее, семафорно-жезловая сигнализация, как подсказывает Википедия.
Про станцию Питкяранта есть отдельная подробная статья, пока же пойдёмте дальше по городу.

15. Примерно так видят город приехавшие в Питкяранту. Вид от вокзала вдоль ул. Титова. Красивый кирпичный домик слева — 2003 год.

16. Единственный (в 2020 г.) способ добраться до Петрозаводска, Петербурга и окрестных городов — автобусно-маршруточный. Отправляются они от привокзальной (в данном случае это имя нарицательное) площади.

17. От вокзала отходит улица Привокзальная (хотя бы улица тут имеет название). Но она какая-то неинтересная — просто улица да деревья.

18. Намного интереснее окна в домах по этой улице. И их [окон] обитатели.

19.

20. И дворы. Есть в них что-то провинциально-умиротворяющее.

21. Неужели в 2020 году здесь газ в баллонах? Иначе для чего от каждого шкафчика отходит отдельная труба?
Что ж, пойдёмте теперь на остров Пусунсаари заглянем — туда, где располагается целлюлозный комбинат. Для этого доходим до ул. Пушкина и поворачиваем в сторону острова.

22. На переезде через ул. Пушкина встречаем очередную интересность — ручной привод семафора. Обратите внимание, где стоит семафор — вон там, вдалеке, метрах в 150-200 от переезда. И до него тянется вот такой длинный тросс, перекинутый через несколько роликов. Интересно, насколько тяжело это всё крутится.

23. Раз уж тут есть семафоры, то и ручные стрелки просто обязаны быть. И они есть. Здесь, так сказать, полный набор для любителя ж/д: и семафоры, и ручные стрелки, и отсутствие электрификации (в итоге запах угля и дизеля от тепловозов), и запах креозота (здесь ещё много деревянных шпал). Тут самая настоящая железная дорога из детства 🙂

24. Немного проходим по ул. Пушкина и подходим к мостику на остров Пусунсаари.

25. С мостика открываются замечательные пейзажи Ладожского озера. Это вид на юг. Прекрасный вид на первый взгляд — чистое голубое небо, озеро, лёгкие облачка, деревца.

26. Но на самом деле не всё так безоблачно. Облачка на самом деле не облачка, а дым от комбината. Причём с характерным техногенным запашком (это он (дым) только на вид белый и пушистый). Не могу сказать, что запах напрягает (как, например, в Сясьстрое, где прямо откровенно воняет), но он есть.
Справа в кадре мостик с фото 24, соединяющий остров Пусунсаари и «большую землю». Т. е. от острова до большой земли метров 25-30, не больше. С этого же моста будут сделаны последующие виды озера.

27. Если посмотрим ниже, всё ещё грустнее. Вода грязная, у берега какая-то муть.

28. Ощущение, что в воде плавают частички выхлопа комбината, оседающие из воздуха на воду. Происхождение этой мути явно техногенное.

29. Но при всём при этом здесь всё равно красиво, даже несмотря на комбинат. Это вид с мостика через Ладогу.

30. А виды вдаль ещё интереснее. Это примерно на юг, юго-восток, в сторону «большой» Ладоги.

31. На берегу в левой части кадра можно разглядеть крест. До него километра 4-5. Скорее всего это мыс Ристиниеми.

32. Если посмотрим чуть правее, увидим остров Рухкамосаари. Весь покрытый зеленью, абсолютно весь (ну почти). До него чуть больше 4 км.

33. Очень умиротворяет.

34. Теперь давайте посмотрим в другую сторону, на северо-запад. Здесь сохранилась винтажная бетонная оградка на мосту.

35. Сразу за автомобильным мостом есть ещё один — железнодорожный. На остров от ст. Питкяранта идёт подъездной путь. Так что на острове есть железная дорога 🙂

36. И кстати о птичках: со стороны города, с юга стала надвигаться достаточно крупная туча. Поэтому мне пришлось ускориться, пока дождь не пошёл. Потому что туча выглядела дюже устрашающе, а сильный ветер усиливал впечатление. Зато хоть запах от комбината сдул в озеро.

37. Туча нависла над городом. Но ещё не успела прилететь к озеру. Поэтому я успел сделать непасмурные кадры залива.

38. Виды на северо-запад не настолько далёкие. Здесь в кадр попадают сразу несколько островов. Достаточно сложно понять, какой из них как называется, но я попробую. По идее слева должен быть Нурмисаари, правее вдалеке — Вяхкимясаари, ещё правее — Лемматсусаари либо Кюлюсаари (они прямо один за другим расположены). Если где ошибся, поправьте меня в комментариях.

39. Этот остров очень похож на Нурмисаари, потому что там есть строения. Это один из немногих условно обитаемых островов в этом заливе (остальные острова, судя по карте, необитаемые).

40.

41. Рыбаков, разумеется, очень много. Можно даже сказать, что на заливе есть устойчивый лодочный трафик.

42. Впрочем, катерный трафик тоже есть.

43. А это чуть правее вид.

44. Кому-то повезло и одновременно не повезло (потому что комбинат) жить на берегу Ладоги.

45. Отсюда замечательно проглядывается Питкярантское карьероуправление, что на северной окраине города.

46. Бросаем прощальный взгляд в сторону Большой Ладоги.

47. И всё же пора обратно в «городскую» часть города (да, такая вот тавтология).
На этом четвёртую часть рассказа про Питкяранту можно закрывать. На пятую часть остался кусочек города в районе улиц Ленина и Пушкина. Там тоже есть интересные кадры.
© С.Ц. 2022