В первой части статьи про горный парк Рускеала я показал вам околопарковую инфраструктуру, вход в парк, шахту №2 и Большой мраморный каньон. Идём дальше — в этой части пройдём вглубь парка до выставки Обитель ангелов (про неё есть отдельная подробная статья), пройдём мимо Подземной Рускеалы, обогнём с севера озеро Монферрана, приземлимся в кафе за чашечкой чая и дойдём до станции Рускеала.

1. Озеро Монферрана (Малый Мраморный карьер). Второй по величине карьер в парке после Большого мраморного.
В предыдущей части я провёл вас через шахту №2 и Большой Мраморный Каньон и вывел на дорожку, ведущую от входа в парк в сторону выставки Обитель ангелов и к Подземной Рускеале.

2. Продолжим с этой же точки. Большая каменная конструкция в правой части кадра — это так называемый Утёс Екатерины.
Назван он в честь великой императрицы Екатерины II. Промышленная разработка мрамора началась в этих краях ещё при Екатерине. Каменоломни того времени, конечно, уже давно не используются и были поглощены более новыми выработками. Но некоторые фрагменты остались. Например, тот уступ, что на фото. Он кстати сложен достаточно редким мрамором — бело-чёрным тонкополосчатым. Этот мрамор использовался при отделке Мраморного дворца в Петербурге. (по материалам сайта Izi.travel)

3. Если пойдём направо, придём обратно ко входу в парк, но нам туда не надо.

4. Нам вот туда надо — вниз, в сторону Подземной Рускеалы и Обители Ангелов.

5. Утёс Екатерины — не единственная крупнокаменная конструкция здесь. Их тут множество. Вот, например, ещё одна.

6. Один взгляд назад. Оттуда мы пришли, оттуда началась эта часть статьи. Слева на скале начальный пункт зиплайна, о котором я рассказывал в первой части.

7. Как уже упоминал, в парке в 2020 году ещё шли работы по благоустройству. Уровень выполнения работ мне понравился — широкие дорожки, заборчик, фонарики.

8. Сначала идём по пролеску, а потом деревья расступаются, и мы выходим на открытое место.

9. Строится что-то интересное.

10. Для детей тут раздолье — можно вполне легально прихватить на память каменный реквизит. Все размеры в наличии. Мальчик справа в кадре набрал почти полный рюкзак камней, но не прошёл таможенный контроль в лице бабушки: превышена квота по весу. Теперь выкладывает почти всё обратно. Жалко.

11. Взрослым тоже раздолье. Хоть где-то можно отдохнуть от мирской суеты, высоких цен, санкций, политики.

12. Слева в кадре видна лесенка и площадка — это вход в Подземную Рускеалу. Туда я не ходил — дороговато (в 2020 г. стоило 1500 р. или чуть больше).

13. Между деревьями видно дорожку с фото 7.

14. Если пройдём ещё дальше вниз, будет выставка Обитель ангелов — очень душевная выставка деревянных фигур. Про неё, как я уже упоминал ранее, есть большая статья. Затрудняюсь сказать, что более трогательно и впечатляюще — Обитель ангелов или Город ангелов в Лахденпохья (кирха Яккима). Мне понравились обе экспозиции.

15. Здесь дорожка делает крутой поворот вниз в сторону реки Тохмайоки.

16. Там, где есть паровоз, работающий на угле, должны быть и альтернативные транспортные решения той же эпохи. Здесь есть.

17. Кепочка у ямщика классная. С цветочком.

18. А это вход в Подземную Рускеалу. Та самая лесенка и площадка, которую видно на фото 12. Справа на панораме самый северный конец озера Монферрана (оно имеет форму груши).

19. Здесь также, по аналогии с шахтой №2, выставлена пара вагонеток. Ширину колеи не замерял, но на 750 мм вполне похоже.

20. Это самый северный конец озера Монферрана. Здесь оно, судя по всему, мельчает, поэтому на лодках катаются только в основной его части.

21.

22. Выходим обратно на дорожку. В этом направлении она приведёт нас к рускеальской почте (на территории парка есть весьма колоритное отделение Почты России), к кафе Русколка и Лето. Слева за деревьями озеро Монферрана, справа — река Тохмайоки.

23. Та самая река Тохмайоки, на которой располагаются Рускеальские водопады несколько ниже по течению.

24. Левее же дорожки — озеро Монферрана, основная его часть.

25. Люди с детьми катаются на лодках и катамаранах, наслаждаются. А вот уточка что-то не очень рада. Какая-то она грустная.

26. Чуть далее деревья расступаются, и нам открывается более широкий вид на озеро.

27. В южной части озера лодочно-катамаранный причал. Вдалеке виднеется здание кафе Русколка (с оранжевой крышей).

28. С другого ракурса Малый Мраморный карьер (озеро Монферрана) выглядит ещё больше.
Почему озеро так названо? Кем был Монферран, что его именем назвали озеро? Огюст Монферран (в России его также звали Август Августович) (1786-1858) — архитектор французского происхождения, более 40 лет проработавший в России. Самая известная его работа — обновление Исаакиевского собора в Петербурге с третьей версии до четвёртой (работы начались в 1818 году и продолжались лет 40). Как вы знаете, Рускеальские мраморные карьеры своей активной разработкой обязаны в первую очередь Исаакиевскому собору. Так вот Монферран не раз лично приезжал в Рускеалу, чтобы выбрать для собора наиболее подходящий и наиболее красивый мрамор. Поэтому один из карьеров был назван в его честь.
Также на счету Монферрана Александровская колонна в Петербурге (1829-1834).

29. Навстречу мне прошла очередная экскурсия с нарядным экскурсоводом во главе.

30. Оставив позади себя Малый Мраморный карьер, поднимаемся в сторону кафе. Слева можно заметить избушку с вывеской Почты России.

31. Да, это действительно почтовое отделение. Самое настоящее.

32. Режиму работы можно позавидовать — 4 выходных в неделю.
Не понравилась мне тут форма записи адреса — как-то сзаду: ул. Мраморная, 4, Рускеала, 186754. Почему нельзя было написать по-нормальному? Сначала индекс, потом название населённого пункта, потом уже адрес: 186754, Рускеала, ул. Мраморная, 4. Всегда же так писали. Зачем всё копировать с Запада? (это ведь именно там такая мода — на написание адресов задом наперёд)

33. Это не единственная интересная избушка здесь. Есть ещё одна. Наверно родник.

34. Лошадка наворачивает очередной круг по парку.

35. А кто-то жалеет лошадку и предпочитает паровоз. «Малыш, ведь я же лучше. Лучше собаки лошадки» © 🙂

36. В торговых центрах обычно есть ресторанный дворик. Здесь же есть целая ресторанная площадь. Слева кафе Лето, справа — Русколка.

37. Русколка вообще в двух версиях представлена — просто кафе и Русколка Grill.
Пока я думал куда мне пойти приземлиться, пока оценивал, где меньше очередь, в горном парке внезапно отключилось электричество. По всему парку. Работа кафе, разумеется, остановилась. Я же, порядком устав за сегодня (рано утром — городище Паасо, далее — Рускеальские водопады, теперь — Рускеала), хотел выпить чаю или кофе, потому что меня уже начинало клонить в сон. Отключение было весьма некстати. Мне не хватило буквально 10 минут. Поговаривали, что вот-вот включат. Поэтому я решил подождать.

38. Пока я ждал включения электричества, довелось выйти немного за территорию парка (ворота были открыты). Там обнаружилась вот такая интересная установка для резки камней. Не знаю, как правильно называется.

39.

40. А внизу целая куча каменной пыли. Видели когда-нибудь каменную пыль? На цемент похожа, только не так пылит. А ещё если взять её в руки, есть ощущение, что она немного влажная (потому что «холодненькая»), хотя на самом деле она сухая.

40. Пока я шарился за территорией парка, в Русколке Grill затопили печку. Запах дыма привёл меня обратно — электричество уже дали, кафе снова заработали. По факту я прождал минут 30-40 и по этой причине уже не успевал на выставку Обитель ангелов — она работает до 19:00, а у меня ещё по плану паровоз.
Поэтому можно уже было расслабиться — в Обитель ангелов придётся приезжать ещё раз. Жалко, конечно, отдавать ещё раз 350 рублей за вход ради посещения одной выставки, но что поделать. Впрочем, пока не было электричества и пока я гулял за территорию парка, пару дырок в заборе я запомнил =)

41. Кафе Русколка. Цены вполне демократичные. Взял чаю, пирожок. Вот сижу отдыхаю, наслаждаюсь жизнью =)

42. Пора идти дальше — на станцию Рускеала. По пути к ней ещё раз заглянул на Малый Мраморный карьер (озеро Монферрана).

43. После этой лесенки будет смотровая площадка на озеро, а спуск к воде ещё ниже.

44.

45. Здесь не хочется никуда торопиться. Но мне пришлось — до отправления Рускеальского экспресса оставалось не так много времени.

46. Станция Рускеала расположена в низинке у леса. Ведёт к ней дорожка с фонариками.

47. Поезд уже подан под посадку.

48.

49. По состоянию на август 2020 здесь всё очень просто: один тупиковый путь. Путевого развития нет. Один паровоз привозит состав в Рускелу, отцепляется. Следом за составом из Сортавала приезжает ещё один паровоз, чтобы забрать состав обратно в Сортавала. Сам состав оказывается меж двух паровозов — желание загадывать можно =) Первый же паровоз потом едет в Сортавала резервом задом наперёд. В окрестностях станции Сортавала я как раз такой рейс встретил.

50. Есть просто тупик, вокруг которого оборудована дорожка с заборчиком. Видно, чтобы никто не лазил под стоящий паровоз.

51. Этот красавец притащил сюда состав. И после отправления состава уедет и сам.
Эх, не влезла станция Рускеала во вторую часть статьи. Поэтому повествование будет продолжено в третьей части — посмотрим на отправление экспресса, а затем сходим на Итальянский карьер и одним глазком взглянем на парк Тайные тропы земли Калевала.
© С.Ц. 2022