Ни одно путешествие не обходится без дорог. Дороги тоже входят в список моих интересов: дорожные виды порой не менее интересны, чем городские. В ходе моего малого северного путешествия-2018 мне довелось проехать по дороге Пудож — Каргополь — Няндома — трасса М8 (Долматово). Ранее эта дорога носила номер Р-2, теперь же карельский участок именуется 86К-287, архангельский — 11Р-002. Но сути это не меняет: дорога как была местами, мягко говоря, не очень хорошей, так и осталась.
В предыдущей статье я показывал вам железную дорогу — окрестности станции Сортавала. Теперь же настал черёд дороги из неметаллических материалов.

1. Участок дороги 11Р-002 в районе деревни Гавриловская.
Стоит признать, что на бо́льшем протяжении дороги асфальт приемлемого (а где-то и просто идеального) качества. Грейдерный разрыв в районе границы Карелии и Архангельской области протяжённостью порядка 50 км по состоянию на июнь 2018 года был вполне проходим на легковушке даже после утреннего затяжного дождя. Как там сейчас — не знаю. Как там в весеннюю распутицу — боюсь представить. В этой статье покажу дорогу по состоянию на июнь 2018 года.

2. Поскольку по этой дороге я ехал из Пудожа в Каргополь и Няндому, повествование начинаю из Пудожа. Это ул. Машакова в Пудоже — по сути логическое начало дороги на Каргополь. Тихий пудожский вечер. Напомню: про Пудож у меня есть отдельный подробный рассказ, состоящий из вечерней и ранне-утренней частей.

3. А так выглядит ул. Машакова утром с горки на Комсомольской ул.

4. На выезде из Пудожа (на Транспортной ул.) есть вот такая заправка с духом ранних 90-х. Крыша над колонками? Не, не слышали.
До Каргополя заправок больше не будет. Если топлива мало — заправляйтесь с запасом. Также стоит учесть, что участок дороги до Каргополя — грейдер, а это предполагает движение на пониженных передачах и повышенный расход топлива. Но вообще в Пудоже на выезде из города по дороге А-119 на север (по направлению на Повенец и Медвежьегорск) есть цивильная заправка — Роснефть. Лучше заправиться там.

5. Колонка для ныне редкого и исчезающего 80-го бензина скромно притаилась у забора.

6. Пудож провожает нас скромной въездной стелой и покосившимся телеграфным столбом.

7. Пока не уехали далеко — река Водла, вид с Транспортной ул. Точнее даже один из затонов на реке Водла. На картах этот водный объект никак не назван. Затон тупиковый (собственно, потому он и затон). Теоретически в нём должна быть потеплее вода, чем в основном русле Водлы.

8. Что ж, а теперь — поехали. Несколько километров после Пудожа всё ещё есть асфальт.

9. Но достаточно быстро он сменяется добротным грейдером с остатками асфальтовой крошки.

10. А далее и просто грейдером.

11. Но стоит отметить — основание дороги каменистое. Не брусчатка, конечно, но всё же.

12. В наше непростое время экономить приходится на всём. Даже на буквах =) Деревня Кривцы.

13. По дороге встречаются автобусные остановки с оконными рамами. Без стёкол, конечно, но всё же. Даже в Москве такого нет! А посмотрите какая конструкция на крыше! Остановка с явной претензией на архитектурный мотив! Впрочем, это не единственная интересная остановка на этой дороге.

14. Изредка встречаются небольшие деревеньки. В основном дорога проходит по лесам и пролескам. Населённых пунктов мало, встречных машин — тоже.

15. Далее снова появляется асфальт.

16.

17. Асфальт достаточно ровный, хоть и с продольными трещинами.

18. Далее разметка и трещины пропадают, а виды становятся ещё интереснее. 61-й километр от Пудожа.

19. Но асфальтовая идиллия кончается на границе регионов — незадолго до въезда в Kargopol district.

20. Асфальт был чётко до конца Карелии. Архангельская область встретила меня грейдером. И не таким хорошим, как после Пудожа.

21. При въезде в, так сказать, Каргопол дистрикт стоит ещё один указатель — Кенозерский национальный парк. Само Кенозеро находится в 30-40 км севернее отсюда, но красивости начинаются уже тут. На фото — Лекшмозеро в районе деревень Воротниковская и Хвалинская (не помню уже, где точно). Что характерно: в деревнях асфальт есть, за пределами — грейдер.

22. Ради таких видов я остановился тут на целых полчаса. Просто посозерцать.

23.

24. Погода способствовала сонному состоянию и умиротворённости.

25.

26. Но надо было ехать дальше — меня ждал Каргополь. Грейдер здесь, как уже упоминал выше, не такой хороший, как в Карелии. Основание преимущественно грунтовое, камушков значительно меньше.

27. Спустя километров 15 будет ещё один интересный объект — озеро Половинное. Дорога проходит в 20-30 метрах от его берегов.

28. Почему Половинное — неизвестно. Озеро вполне себе целое, целиком и полностью находится по одну сторону от дороги.

29. Хотя некоторые виды озера действительно состоят из двух похожих половинок.

30. Движемся дальше. По мере продвижения к Каргополю на дороге появляется белый песок.

31. Или даже белая глина. Сложно сказать, что это.

32. Могу сказать одно: машина очень быстро стала чумазая именно на этом участке дороги.

33. Далее дорога заметно расширяется. Между полосами движения начинает угадываться нечто вроде «спецполосы» как на Кутузовском проспекте в Москве. Только с мигалками тут не погоянешь. Во-первых, выпендриваться здесь не перед кем, во-вторых, на неприкатанной мягкой глине быстро занесёт =)

34. Километрах в тридцати от Каргополя есть деревня Гавриловская. На въезде в неё было обнаружено «церковное» кафе «Исток». Что именно оно источает, установить не удалось, потому что было закрыто.

35. А если посмотрим в другую сторону, увидим деревянную церковь Богоявления Господня (1793) в деревне Столетовская (Лядины).
Церковь в своём роде уникальна — она двенадцатиглавая! 12 глав! Понатыканы где только можно. Выглядит очень эффектно! В статье про Каргополь я не раз упоминал, что каргопольцы при строительстве церквей не стеснялись и реализовывали самые смелые архитектурные идеи. Многие каргопольские церкви поражают своими масштабами и объёмами. Богоявленская церковь — не исключение.
Относится к к группе многоглавых деревянных церквей «обонежского типа». В основу его положена простая четырехугольная клеть, которая служит основанием для широкого восьмерика. Сопоставление двух объемов создает несколько необычный эффект: по ширине четверик лишь немного превосходит восьмигранник, а по высоте он значительно больше его. Главок на церковь не пожалели: 4 штуки (по стронам света) на восьмискатной кровле восьмерика и одна в центре, ещё 4 — на углах кровли нижнего яруса. Ещё три — над алтарным прирубом.
Отдельного внимания заслуживает западное крыльцо храма (в левой части на фото): лестница-всход покрыта сложной по форме крышей, стоящей на 14 столбиках. Скорее всего это было сделано для защиты от влаги и косых дождей. (по материалам сайта Соборы.ру)
У этой церкви ещё была колокольня, построенная позже, в 1820 году. Здесь же — в Лядинах — была ещё деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1761). К сожалению, утрачена: 5 мая 2013 в неё попала молния, церковь сгорела. Огонь перекинулся и на колокольню, она сгорела тоже. Бог дал, Бог взял. Церковь Богоявления чудом уцелела, потому что стояла несколько поодаль и, видимо, не было ветра в её сторону.

36. Здесь дорога внезапно становится бетонно-плитной. С натягом можно назвать пятиполосной магистралью =)

37. Как начинается деревня — так и начинаются плиты (это вид назад). Оно и понятно — разные бюджеты, на которых висят участки дороги.

38. Правда, как внезапно плиты начались, также внезапно они и закончились — после окончания деревни Гавриловская.

39. По направлению к Каргополю дорога вскоре превращается и вовсе в грунтовый автобан! Вы где-нибудь видели такое? Широченная проезжая часть (точнее две проезжие части), разделённые «спецполосой». Тут разве что отбойника, разделяющего встречные потоки, не хватает для полноты картины 🙂

40. Это был последний грунтовый участок на этой дороге. Далее начались опять плиты, но уже с разметкой. Прямо как взлётно-посадочная полоса =) Далее до Каргополя, Няндомы, Долматово и трассы М8 будет только асфальт.
Ехать по этим плитам прикольно. Стыки не очень высокие, «тыдын» в салоне не слишком громкий. Единственно что не понравилось — ритм этих «тыдынов» не как на железной дороге: _|_|_|_|_. Это резало мой путешественнический слух. Надо бы оставить стыки после каждой четвёртой и пятой плиты, а остальные замазать бетоном, чтобы ритм ударов был как у двух соседних тележек вагонов на железной дороге: __||______||_||______||_||_______||_||__. Ну вы поняли, в общем =)

41. Каргополь меня встретил полями из борщевика в полтора человеческих роста. Красиво, чо.

42. Здесь же — на въезде в Каргополь со стороны Пудожа есть ещё одна незаурядная остановка, которую я обещал показать. Фигвам а не автобус называется. =)
Вот так я добрался до Каргополя. Погода поначалу была не очень дружественная, накрапывал дождик. Пользуясь случаем, я, припарковавшись в Каргополе, поспал часочек в машине. Дождь к этому времени прошёл. Откушав чашечку кофе в гостинице Каргополочка, я отправился смотреть город (погода через 2 часа вообще разгулялась). О Каргополе есть подробный рассказ в четырёх частях.
Продолжение рассказа про эту дорогу — на участке Каргополь — Няндома — дорога М8 (Долматово) будет во второй части.
© С.Ц. 2022