В первой части статьи я показал вам станцию Сортавала, ближайшие окрестности станции и отправление Рускеальского экспресса. На этом интересные железнодорожности в Сортавала не заканчиваются. Линия проходит через весь город, по холмистым местам, поэтому есть ещё на что посмотреть.

1. Севернее ул. Дружбы Народов и Фабричной ул. на линии полно красивых видов.

2. Направление в сторону горного парка Рускеала и станции Маткаселькя.

3. А это в обратную сторону.

4. С переезда на ул. Дружбы народов проглядывается станция Сортавала. Можно разглядеть тепловозы в корпоративной окраске и кусочек кирпичной стены здания вокзала. Переезд вдалеке — это переезд на ул. Ленина, который я показывал в статье про Сортавала. На перегоне несколько далее этого переезда в 2021 году открыли остановочный пункт Сортавала-Центр. Можно сказать, это фото историческое — на нём ещё нет новой платформы.

5. Если же посмотрим в другую сторону, пути ныряют вниз, в неизведанность, как бы приглашая нас пройти туда, чтобы посмотреть с пригорка. Ну что ж, пойдём.

6.

7. После пригорка линия уходит влево, в небольшой пролесок.

8. Сортавальские горки.

9. Меня же тем временем манит этот поворот.

10. «Вот, новый поворот. Что он нам несёт?..» ©

11. А несёт он нам ещё более интересные виды.

12. Пути ещё раз ныряют вниз

13. Я присел на поваленное дерево и решил подкрепиться купленным колобком (да, в Сортавала в хлебных палатках продаётся колоб!)… Как вдруг откуда ни возьмись послышался гудок. Бросаю всё, наспех вытираю руки, выскакиваю на пути — а там паровоз! Несколько сожалею, что не сделал кадр за пару секунд до этого, когда был дым без огня без паровоза.

14. Из низинки бодренько так на меня надвигался Л-2198.

15. Некоторые люди думают, что эти паровозы в силу возраста не могут быстро ездить (20-25 км/ч максимум). Мнение, конечно же ошибочное — эти паровозы вполне себе шустрые, особенно когда идут в одиночку.

16. Буквально несколько секунд, и мне уже пришлось уходить с путей, потому что паровоз стремительно приближался и гудел как оголтелый.

17. Пронёсся мимо меня с офигевшим выражением морды и фар. Оно и понятно — паровоз явно не ожидал, что в XXI веке его станут эксплуатировать и в хвост, и в гриву, да ещё и в современном ритме. И явно немножечко офигевает от происходящего 😀 Повышение пенсионного возраста в РФ коснулось не только людей.

18. Прошёл кривую, не снижая скорости, и уехал дальше.

19. Обратите внимание: паровоз едет задом наперёд. На станции Рускеала нет разворотного круга. Паровоз утром тащит состав в Рускеалу, потом этот состав забирает обратно в Сортавала другой паровоз, а этот же днём возвращается резервом обратно. Если же схема движения не такая, поправьте меня в комментариях.

20. Погудел мне ещё разок на прощание и скрылся за деревьями. И снова воцарилась тишина.

21. Примерно в километре севернее от этого места находится гора Паасонвуори (и городище Паасо), с которой открывается прекрасный вид на пути, проходящие по насыпи через озеро Каламанъярви.

22. При желании можно поймать паровоз и тут — как с горы, так и с самой насыпи.
Но на этом моё повествование про железнодорожности Сортавала не заканчиваются. Так сошлись звёзды, что, уехав из Сортавала по направлению к горному парку Рускеала (и далее с прицелом на озеро Янисъярви), я был вынужден вернуться в тот же вечер опять в Сортавала. Когда я, посетив Рускеальские водопады и горный парк Рускеала, уже собрался ехать в сторону Питкяранты, ко мне подошли парень с девушкой — такие же путешественники как и я — и спросили, не еду ли я случаем в Петрозаводск. Я сказал, что в том направлении доеду лишь до Ляскеля, а дальше поверну на север и поеду вдоль озера. Ребятам, собственно, был нужен ночлег. Неважно где. А такси из Сортавала ехать сюда отказывалось, не было желающих машин. В итоге я позвонил администратору в хостел Lämpö, где я прожил несколько дней, и спросил, не найдётся ли пара мест для замечательных людей. Так-то до Сортавала от Рускеалы полчаса на машине, довезти ребят не составляло проблемы. Места, к счастью, оказались, поэтому я уже который день (на тот момент аж шестой!) оказался вечером в Сортавала.
Доставив ребят в хостел, я, пользуясь случаем, воспользовался благами хостела — чаю попил, в душ сходил, ноутбук по-нормальному зарядил и фотки на жёсткий диск перекинул. В общем, ощутил все прелести жизни. Оставаться в хостеле у меня планов не было. В итоге, допив свой чай, я вернулся на набережную Ладожской флотилии, где ночевал свою первую ночь в Сортавала 6 дней назад, припарковался под тем же самым деревом и лёг спать. Кто не знает — в ходе путешествий из соображений экономии я ночую преимущественно в машине (у меня большой просторный универсал, в котором со мной катаются спальный мешок и подушка — т. е. всё необходимое для комфортного сна есть, к остальному я непритязателен).
На этой же самой набережной практически напротив места моего ночлега очень удачным образом располагается Музей Северного Приладожья (так в Сортавала называется краеведческий музей). Раз уж я остался в Сортавала ещё на ночь, было бы странно не посетить с утра этот музей. Музей я посетил, экспозиция достаточно большая и интересная. Про музей будет отдельная статья. Музей в свою очередь находится в 5 минутах пешком от железной дороги. Так получилось, что после музея я по времени очень удачно попал под отправление Рускеальского экспресса. Но на этот раз я снимал его с окрестностей Восточно-Железнодорожной улицы — с середины перегона Сортавала — Сортавала-Центр. Так что предлагаю посмотреть на это действо с другого ракурса, нежели в первой части статьи.

23. Вид в сторону станции Сортавала. Семафор даже видно.

24. А это вид на север, в сторону Рускеалы. Видно залив и озеро Ляппяярви. Фото 2020 года. На полпути до переезда сейчас оборудован остановочный пункт Сортавала-Центр.

25.

26. Отсюда же виднеется паровоз-памятник Эр-788-81. Мы к нему ещё подойдём.

27. На паровоз тем временем заканчивается посадка — он уже начал дымить.

28. Люди заняли наблюдательную позицию. Тупиковая призма для этого прекрасно подходит.

29. И тут в кадр нахально влез Л-5248, загородив мне всё таинство отправления экспресса. Он ехидно погладывает на меня: «Да-да-да, теперь придётся поснимать меня, а не экспресс».

30. Но недолго длилось паровозное затмение.

31. Погудев и запыхтев, из-за Л-5248 всё же показался Рускеальский экспресс.

32. Поехалиииии!

33. Красавец же! Это тот самый Л-2198, который двумя днями ранее пронёсся мимо меня с офигевшим выражением морды и фар (фото 17). А сейчас вполне себе спокойно выглядит =)

34. Далее мне уже пришлось уйти с путей. Поэтому теперь другие ракурсы.

35. Паровозы прекрасно вписываются в ландшафт.

36.

37.

38. Высокая трава несколько осложняла ситуацию.

39. В экспрессе стабильно есть 30-й вагон, несмотря на то, что самих вагонов в районе десятка.

40. Этюд «Экпресс и камыши».

41. Надымил, навонял и уехал. Но не скрою: дым отечества паровоза нам сладок и приятен 🙂

42.

43. Скатертью дорожка =)

44. Теперь пойдёмте посмотрим паровоз Эр-788-81.

45. Винтажный фонарик у паровоза мне понравился. Такое же основание фонаря (сам столб) я видел в Питкяранте.

46.
На этом можно завершить рассказ про Сортавала железнодорожную. Место очень богатое на интересности и красивые виды. А ещё тут никто из сотрудников не гоняет людей с камерой (если, конечно, не ходить по путям и не пытаться забраться в депо) — везде бы было так спокойно и умиротворённо (на ГЖД, например, традиционно большая концентрация «салатовых жилеток» и снимать там очень беспокойно).
Следующим пунктом программы этого дня было повторное посещение горного парка Рускеала — надо было посмотреть выставку деревянных фигур Обитель ангелов, которую не получилось посмотреть в первый день из-за отключения электричества в парке. Статья про экспозицию пока готовится.
© С.Ц. 2022