В первой части рассказа про Няндому я провёл вас от вокзала через центр города по ул. 60 Лет Октября до сквера Чёрный тюльпан, а далее на юг до ул. Ленина. Вечерняя часть немного не поместилась в одну статью, поэтому в этой части будет продолжение вечера, а потом сразу утро.

1. Тихий няндомский вечер. Ул. Ленина.

2. В прошлой части мы остановились на двухэтажных домиках в районе ул. Платтена. Здесь немного переносишься в 90-е: дети дружно играют на улице до вечера, а не сидят, уткнувшись каждый в свой телефон.

3. Кем был Платтен? Почему в его честь назвали улицу в Няндоме?
Фридрих Платтен (нем. Fritz Platten) — швейцарский деятель международного социалистического и коммунистического движения. Друг В. И. Ленина. Родился в 1883 г. в городке Таблат (Швейцария). Во время Русской революции 1905-07 гг. нелегально приехал в Россию, и участвовал в революционных событиях в Латвии. Был арестован, в марте 1908 года покинул Ригу, прячась от жандармов в пароходной трубе (!) и вернулся в Швейцарию. В 1911—1921 годах состоял в Правлении Социал-демократической партии Швейцарии. В Циммервальде (на конференции в 1915 году) познакомился с Владимиром Ильичом Лениным, с которым тесно сдружился во время проживания последнего в Цюрихе. При помощи Платтена Ленин смог оформиться на жительство в городе и получил доступ к Центральной библиотеке социальной литературы.
1 (14) января 1918 года при первом покушении на Ленина в Петрограде, прикрывая его своим телом от пуль, был ранен. В тот день он с Лениным ехал на машине в Смольный после митинга в Михайловском манеже. Не успели они отъехать и сто метров, как по машине стали стрелять. Платтен, не раздумывая, отвёл голову Ленина в сторону, спасая от пуль. Уже позже, когда доехали до Смольного, шофёр и пассажиры стали осматривать машину — дырок от пуль было достаточно. А рука Платтена была в крови — пуля задела её по касательной, когда он отводил голову Ленина в сторону. Так что, если бы не Платтен, Ленина могли бы застрелить, и ход истории бы изменился.
Вернувшись в Швейцарию, Платтен создал Коммунистическую партию Швейцарии, но там достаточно быстро начались тёрки с коллегами. Поэтому в 1923 году он решил отправиться в революционную Россию и создавать там сельскохозяйственные кооперативы. Разговор об этом с Лениным был ещё в 1920 году. В итоге летом 1923 в Россию прибыла делегация из 23 добровольцев, включая самого Платтена и его семью. Прибыли они в имение Новая Лава Сызранского уезда (нынешний Сызранский район Самарской области). Там они восстановили заброшенное имение, отремонтировали дома, построили новые. Швейцарцы приехали не с пустыми руками — с собой был 20-сильный трактор и всякая разная сельхозтехника (сенорезки, приспособы для варки кормов, токарный станок и др.). Целью данного мероприятия было создать образцовое хозяйство и показать, как его надо вести по всем правилам агрономической культуры и научного опыта. Однако место было засушливое, в 1924 году почти все посевы были уничтожены палящим солнцем.
В 1931 г. Платтен работал в Международном аграрном институте в Москве, а также преподавал в Московском институте иностранных языков. В годы Большого Террора 1937-38 гг. был арестован по подозрению в шпионаже в пользу иностранного государства (а позже следствие установило, что шпионской деятельностью он не занимался). Тем не менее был приговорён к 4 годам ИТЛ. Наказание отбывал в лагере Липово (территория нынешнего Няндомского района). В лагере чувствовал себя плохо, болел и недоедал. 12 марта 1942 срок заключения кончился, но Платтен так и не был освобождён. Умер 22 апреля 1942 — в годовщину рождения Ленина. В справке, выданной родным, сказано, что он умер от сердечно-сосудистого заболевания. Однако очевидцы утверждают, что он был застрелен конвоиром лагеря. Это подтверждает и сын Платтена, получивший в 1958 году покаянное письмо от конвоира этого лагеря (на тот момент уже бывшего), в котором конвоир писал, что по устному приказу лагерного начальника вывел Платтена за ограду и застрелил, потому что у того кончился лагерный срок.
В память о Платтене и его деятельности в Няндоме названа улица, а на здании Московского лингвистического университета установлена мемориальная доска. (по материалам Википедии)

4. Судя по обилию труб на домах, отопление в них наверняка печное. Сложить красиво дрова в дровнице — своего рода искусство.

5. А вот сделать из кирпичиков мозаику со скрипичным ключом и арфой не так-то просто. Поэтому на торце здания музыкальной школы это всё просто нарисовано. И выглядит, на мой взгляд, даже лучше, органичнее.

6. Чем дальше от крупных городов, тем смелее плагиаты. Перекрёсток (который X5 Retail Group) на тот момент уже провёл ребрендинг, а плагиатчики остались верны прежнему дизайну. И вроде как не плагиат уже =)

7. По мере продвижения к центру города снова начинаются пятиэтажки.

8. Большинство улиц Няндомы прямые. Улица Ленина прекрасно просматривается насквозь. Белое здание, в которое упирается улица — школа на Первомайской ул. До неё от точки съёмки метров 800.
На этой ноте город засыпает, просыпается мафия. Дальнейшее повествование продолжается пасмурным утром.

9. Первый интересный артефакт, который мне попался с утра.

10. Вчера смотрели южную часть города, теперь же пойдём севернее. Это Первомайская ул. Одна из главных улиц города. По ней идёт основной трафик через город. Это вид в сторону вокзала.

11. А это — в противоположную сторону, в сторону Каргополя. В этой части города и севернее в основном 1-2-этажная застройка.

12. Няндома — родина художника Олега Бороздина, о чём нам сообщает семафороподобная конструкция.

13. Здесь же — на Первомайской ул. — начинают встречаться «дома железнодорожников». Слева в кадре именно такой дом — со скошенным коньком крыши. Так эти дома мне назвала одна местная жительница, с которой довелось побеседовать вечером.

14. Здание школы, в которое упирается ул. Ленина (последнее фото в первой части).

15. По соседству с ней находится деревянная церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1901-1902).
Появление этого храма обязано Савве Мамонтову и строительству железной дороги Вологда-Архангельск. Закладка этого деревянного храма состоялась 19 мая 1901 года, а 21 января 1902 уже прошло освящение. Курировал строительство благочинный, священник Павел Иванович Казанский. Храм представляет собой четверик с колокольней и трапезной. Богослужения велись до 1928 года. В советское время церковь использовалась как Дом детского и юношеского творчества. И только в 2000 году усилиями РПЦ зданию храма был возвращён его исторический облик, и возобновились богослужения. (по материалам сайта Соборы.ру)

16. Улицы, ближайшие к железной дороге, застроены преимущественно однотипными домами, как на фото 13.

17.

18. Ул. Урицкого — она ещё ближе к железной дороге. И дома тут ещё колоритнее.

19. У пересечения Первомайской ул. и ул. Урицкого располагается городской пруд (1899).

20.

21. На берегу пруда стоят вот такие симпатичные лавочки. Депутаты района денежки копили-копили, копили-копили. Целых 5 лет. И в итоге подарили городу лавочку. На мой взгляд, царский подгон 😀

22. Через дорогу от пруда — площадь Победы.

23. Может показаться, что здесь же и вокзал, но нет — он в 700 м южнее. Здесь только площадь, несколько памятников и пешеходный мост через станцию.

24. Монумент Победы на площади Победы.

25. Чуть поодаль, ближе к путям, установлен паровоз-памятник Эм-723-37.

26. А ещё чуть далее — водоёмное здание XIX века, памятник архитектуры. Представляет сочетание кирпичного и швейцарского стилей.

27. Водоёмное здание тут не одно. Есть ещё более современная башня. И мне кажется, что она немного завалена вправо. Горизонт на этом кадре выставлял тщательно, дисторсия объектива скорректирована, но небольшое отклонение башни от вертикали всё равно есть. Конечно, не как в Невьянске, но есть.

28. Ещё один арт-объект «Беседка» установлен рядом со старым водоёмным зданием с фото 26. На плакате говорится про центр железнодорожного посёлка. Дом слева 1896 года постройки, ровесник железной дороги.

29. Виды с пешеходного моста ещё интереснее. Это вид на юг, в сторону вокзала и Вологды.

30. ЧС4 тащит фирменный поезд 010 Санкт-Петербург — Архангельск (судя по времени отправления, это именно он).

31. А это — в сторону Архангельска. Справа в кадре можно разглядеть зелёный двухсекционный тепловоз. Это ещё один памятник. В Няндоме помимо паровоза-памятника есть ещё тепловоз-памятник. Первый раз такое встречаю. Его поближе покажу в отдельной статье про станцию Няндома.

32. Мы же возвращаемся обратно в город.

33. Вот ещё образец дома железнодорожников, если его так можно назвать. Тоже 1896 года. Он находится практически у лестницы пешеходного моста. Эти дома вместе со зданием вокзала и административными зданиями составляли единый архитектурный ансамбль станции Няндома.

34. Ещё раз взглянем на площадь Победы и пойдём в северную часть города — на Советскую ул. и окрестности.

35. Местные плакатики прекрасны. Живот у мужика расписан по месяцам. К августу от мужика останется половина =)

36. Не менее прекрасны объекты малой торговли — прямо-таки привет из 90-х.

37. Советская улица. Застройка преимущественно деревянными двухэтажными бараками.

38. Здесь же на Советской находится деревянный дом культуры Заря.

39. Советская улица — это дорога 11Р-002 (бывшая Р-2) в черте Няндомы.

40. На соседних улицах в основном частный сектор.

41.

42. Улица Генерала Ковырзина.

43. Если пройти по этой улице вверх, попадём к стадиону и городскому парку.

44. За деревьями притаился памятник. Кому именно — неизвестно. Вряд ли Ленину, потому что он уже есть на одноимённой площади (два Ленина на такой небольшой город маловероятно). Скорее всего какая-нибудь социалистическая скульптура (рабочий, пионер, колхозница). Ближе подходить не стал, потому что по программе был ещё Вельск, а время поджимало.

45. Рядом с городским парком проходит улица Парковая (внезапно!), на которой встречаются домики с балконами. Прямо как в Кичменгском городке.

46. Парк находится на небольшом пригорке. Вид от парка. Справа в кадре — колодец.

47. Ещё вид с пригорка. Почтовый переулок. Обратите внимание, насколько широкий переулок. Наверняка это связано с противопожарными нормами: все дома тут деревянные.

48. Возвращаемся на Советскую ул.

49.

50. На этом рассказ про Няндому завершаю. Показал вам весь город — и пятиэтажечную часть, и деревянную, и станцию.

51. Теперь держу путь в Вельск — последний город в моём северном путешествии-2018. На фото дорога 11Р-002 (бывшая Р-2). Асфальт вполне сносный.
© С.Ц. 2022