Показывая вам город Сортавала, я вкратце показал и ж/д-вокзал (в середине статьи). В Сортавала это достаточно туристопритягательное место. Не в последнюю очередь из-за Рускеальского эксресса и связанного с ним антуража. Проект горного парка Рускеала и Рускеальского экспресса, стилизованного под старину, на мой дилетантский взгляд, получился вполне себе удачным: популярностью пользуется, есть что посмотреть, цены не заоблачные (вход в парк — 350 руб. в 2020 году, билет на экспресс — в пределах 900 руб. в зависимости от класса вагона), инфраструктура есть (у входа в парк большая парковка, туалеты, магазины, кафе; на ст. Сортавала тоже есть парковка и симпатичная стилизованная платформа). В этой записи покажу вам станцию Сортавала и окрестности более подробно. За моё аж пятидневное пребывание в городе, на который планировалось потратить 3 дня максимум, довелось запечатлеть немало вкусных железнодорожных видов.

1. Платформа станции Сортавала. Две эпохи в одном кадре — Рускеальский экспресс и Ласточка.

2. Большинство людей идут/едут на вокзал со стороны основной части города, из центра. Скорее всего сначала по Карельской ул., а потом по ул. Кайманова — это кратчайший путь. Уже на подступах к вокзалу можно разглядеть паровозик, если, конечно, у вас есть хороший телеобъектив.

3. Паровоз тут даже не один, а несколько. Это только два из них в кадре, а так тут целое паровозное царство.

3. Тепловозы тоже присутствуют. Но, судя по соотношению тех и других, тепловозы тут являются представителями технических меньшинств. «Аацтань, противный дизельный…» =)

4. Если же смотреть ближе, то первое, что предстаёт взору по пути на станцию — это веерное депо и разворотный круг. Круг рабочий и используется для повседневных операций (в основном для разворота паровозов Рускеальского экспресса). Депо тоже используется, но, по словам местных, не очень активно.
Сразу предупрежу: не стоит срезать путь на вокзал через этот разворотный круг и дальше по путям. В жёлтой будке сидит будкодядька и бдит. Скорее всего он там не сидит постоянно, но при мне сидел. Довелось с ним поговорить (он вышел из будки по своим делам, но увидел мой заинтересованный взгляд и БЧК (большую чёрную камеру)). Так вот, с ходе разговора он вежливо попросил не шастать по путям, потому что за это может быть а-та-та. И не то что бы сотрудники станции такие злые и охочие до протоколов, а, де, камеры везде и руководство может спросить по поводу посторонних людей, идущих там, где им не положено. Мол, и так тут всё лояльно — снимай-не хочу, но наглеть не стоит. Впрочем, я и не собирался ходить там, где не положено. Благо, время до отправления Рускеальского экспресса, на который я шёл посмотреть, было ещё достаточно. Да и ехать я на нём не собирался никуда — только посмотреть.

5. На станции есть несколько паровозных колонок. Две из них точно действующие, на счёт остальных не знаю. Уголь тоже есть, всё по-настоящему, «как тогда».

6.

7. Помните выражение «вагон и маленькая тележка»? Вот вам real-life иллюстрация. Вагон (головной) и маленькая тележка (с углём).

8. Подходим наконец-то к самой станции. Тут всё очень цивильно и аккуратно. Понятно дело, денежку и руку тут приложили. И парковка с нормальным асфальтом, и газончик, и дорожки. И фонарики, которые, кстати, светят не в небо, как это обычно бывает (когда просто фонарь в виде шара), а вниз, на дорогу.

9. Здание вокзала было построено в 1990-е годы. Оно здесь нетиповое. Видны попытки соответствовать «финскому» стилю. На мой взгляд, здание симпатичное. Не то что сейчас на РЖД лепят.

10. Карелия — край рек и озёр, поэтому байдарочников и водных туристов тут много.

11. Вот, наконец-то, платформа. Мне фонарики очень понравились.

12. Платформа номер 9 ¾

13. Форма у проводников соответствующая.

14. Интерьер вагонов тоже. В простых вагонах часто воруют подстаканники. Здесь же наверняка объектом внимания могут стать вот эти зелёные лампы как из сказки.

15. Номерные таблички на вагонах в кой-то веке сделали по уму — выступающими за габарит вагона. Их видно издалека и не нужно носиться по платформе взад-вперёд, чтобы найти свой вагон. Везде бы так.

16. Есть даже колокол. Перед отправлением в него звонили, но, поскольку я был на другом конце платформы, не успел разглядеть кто звонил — простые люди или проводник или вообще машинист. Но вряд ли машинист, т. к. колокол стоит примерно в середине платформы, за несколько вагонов от паровоза.

17. А вот кстати и сам машинист (или помощник). В кепочке синей.

18.

19. Но до отправления ещё есть некоторое время, поэтому можно пока погулять здесь.

20. Интересности пока не заканчиваются. Тут есть ещё и семафор! Что, впрочем, ожидаемо, раз уж стилизация под старину. Семафор рабочий, стоит не просто так. Самое главное, не путайте светофоры и семафоры. Семафор — это та самая плоская лопатка с кружочком на мачте, что на фото. А конструкция с лампами, что правее таблички «Путь №1» на фото, это светофор. И не важно, на автомобильной дороге он или на железной -и тут, и там светофор.

21. Пока есть время, можно поглядеть по окрестностям. Паровоз уедет туда, вперёд, куда уходят пути. Молодой человек, судя по бодрому шагу, тоже идёт на паровоз. Поторопись, дружище, всего 7 минут до отправления. «Постой, паровоз, не стучите, колёса…»

22. Пока же можно разглядеть паровоз поближе. Честно признаться, это первый раз, когда я в живую вижу действующий рабочий паровоз.

23.

24.

25. Могу сказать, что октябрята — молодцы (имею в виду Октябрьскую железную дорогу в целом). У них всё самое-самое. Самая медленная пассажирская линия (Земцы — Жарковский), самая быстрая линия (Сапсан), Ласточки на простых пригородных маршрутах (в Московской области), пригородный поезд на паровозной тяге (Бологое — Осташков). С недавних пор ещё и Рускеальский экспресс.

26. А во лбу звезда фонарь горит. Звезда ниже. Обратите внимание, что под фонарём ещё и камера установлена! Видео наверно пишется на киноплёнку 135-го формата 😀

27. Общий вид станции (в сторону Рускеалы).

28.

29. Бирский экспресс. Паровоз за паровозом. И паровозом погоняет.

30. Тем не менее пора ехать. Молодой человек с фото 21 успел на поезд. Паровоз начал раскочегариваться. Я думал, что дыма будет как-то поменьше =)

31. Но нет.

32. Дымит так от души. Даже полумёртвые дизеля на фурах, везущих арбузы из Астраханской области, так не могут.

33. Если не знать, что слева от меня стоит паровоз, то вполне можно подумать, что это депо горит. Или склад горюче-смазочных материалов.

34. «Икалагический» класс паровоза — Евро-8. Даже современные малолитражки дают в атмосферу больше выбросов, чем этот паровоз.

35. Но выглядит очень эффектно.

36. И тут один из членов локомотивной бригады погудел (надо же когда-то погудеть, на то это и паровоз). Улыбается ещё ехидно мне в камеру. Я стоял прямо напротив гудка, метрах в двух-трёх от него. И, честно говоря, никак не ожидал, что он загудит. Чуть в штаны не наложил, чесслово! Мало того, что он гудел практически напротив меня и весьма громко, он загудел ещё и внезапно! Очень неожиданно и сразу на полную громкость. Так что если будете на платформе во время отправления Рускеальского экспресса и вам посчастливиться стоять рядом с паровозом, будьте готовы к тому, что он внезапно начнёт истошно и очень громко орать.
Пока я стоял на платформе и смотрел отснятые кадры, в окне вагона увидел маму и дочку лет 10, сидевших друг напротив друга. Настроение у них, судя по довольным лицам, было весьма приподнятое. Когда паровоз второй раз истошно загудел, девочка с восторгом посмотрела на маму. В глазах девочки отчётливо читалась благодарность — не столько восторг от происходящего, сколько благодарность маме, что вывезла её в такое интересное путешествие. Нечасто видишь в глазах современных детей такую благодарность. Жаль, сфоткать их не успел.

37. На платформе началось броуновское движение — народ садится в вагоны, вот-вот отправление.

38. Экипаж прощается с вами.

39. Поехалиииии!

40.

41. Уехали, в общем. Представление закончилось.

42. Настало время прогуляться по станции и посмотреть, что тут ещё интересного есть.

43. Рядом с платформой есть кафе Дорожное (РЖД-шное). Цены невысокие. Там я после проводов экспресса как раз попил кофе.

44. На платформе весьма красиво. Павильончик, клубмы, лавочки. Везде б так.

45. Рускеальский паровоз отправляется из тупика. Если так посмотреть, платформа не такая уж и длинная. Местами ещё сохранились деревянные шпалы.

46. Здание вокзала. Наконец-то я до него дошёл. Красивое, на мой взгляд, здание. Построено в конце 1990-х годов.

47. Внутри вокзала зал ожидания, частично стилизованный под старину.

48. Есть большой стенд с историей железной дороги (тогда она называлась Кировской) и вокзала.

49. Стоимость рускеальско-экспрессных сувениров сопоставима со стоимостью проезда в экспрессе.

50. На этом рассказ про саму станцию Сортавала я заканчиваю. Но остались ещё окрестности станции.

51. Повышение пенсионного возраста коснулось всех, не только людей: паровоз вроде бы уже весьма стар, и лет ему больше 68, но всё равно трудится — у него обычный рабочий день.

52. Что интересно, винтажный антураж сохраняется даже через дорогу от вокзала.

53. Первую часть рассказа завершу фоткой водонапорной башни (ул. Петрова). Она тут очень необычная — с ножками.

54.
Итак, саму станцию Сортавала посмотрели. Но в окрестностях остались интересные виды. Некоторые из них я показал в ходе рассказа про сам город. Но более подробно покажу их во второй части — про окрестности и ещё одно отправление Рускеальского экспресса.