В октябре 2019, когда золотая осень была в самом разгаре, в одни из выходных я посетил города Красный Холм и Весьегонск (Тверская область). Давно собирался в эти города, но всё как-то не получалось. А теперь наконец-то получилось. Поэтому в эту поездку я ехал в приподнятом настроении.
Пассажиров на Блаблакаре не было совсем. Точнее был один мужик от Твери до Холма, но он отвалился ещё рано утром (отменил бронь). Поэтому я ехал в гордом одиночестве. А оттого неспешно, с остановками на заправках попить чаю да полюбоваться осенью.

1. В районе деревни Слобода

2. Бежецкий район встретил меня ремонтом дороги. Капитальным. Приятно было видеть, что хоть где-то в Тверской области делают дороги. Правда, дороге Бежецк — Кашин ремонт куда более необходим, чем этой дороге.

3. Въездной знак в Бежецк монументальный — бетонный. Делали же раньше! Мы, впрочем, едем дальше.

4. Минуем Бежецк. «Золотость» осени возрастает. Дорога Р-84 (бывшая).

5. Просто буйство красок. Дорога Р-84 (теперь называется 28к-0058). Не понимаю, право, зачем была затеяна эта смена номеров дорог. Было всё понятно — Р-84. Теперь же аж 8 знаков.

6. Буйство-буйство

7. В районе деревни Слобода я решил сделать остановку, чтобы посмотреть Краснохолмский Антониев монастырь (точнее на то, что от него осталось). Останавливаюсь, а тут такая красота.

8.

9. Любоваться можно долго.

10. Тем не менее давайте посмотрим на монастырь.
Полное название — Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Это восстанавливаемый в настоящее время мужской монастырь Бежецкой епархии Русской православной церкви. Находится в деревне Слобода Краснохолмского района, в 1 км от г. Красный Холм, у слияния рек Неледины и Могочи.
Вообще этот монастырь возник, скажем так, случайно, незапланированно.
По свитедельству монастырского летописца, события разворачивались следующим образом. Во времена княжения великаго князя Василия Васильевича Тёмного приехал на службу в Россию из города Кролевца знатный литовский вельможа Станислав Мелецкий. Принял православие с именем Михаила, получил в управление город Вологду, а в вотчину — несколько деревень и сёл в Бежецком (Городецком) уезде. В 1461 году к внуку этого боярина — Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому — владельцу местности, где сейчас находится монастырь, пришёл из Белозерских монастырей старец священно-инок Антоний. Благочестивый боярин тепло принял старца. Но именно тут Антоний заболел. Однако, благодаря попечению радушного хозяина, он скоро выздоровел. Тем не менее, будучи ослабленным после перенесённой болезни, Антоний не имел сил продолжать путь. Поэтому, ища глубокого уединения, Антоний попросил у Афанасия небольшой участок земли, где для совершения молитв построил деревянную часовню, а для себя — келью; и мирно потекла его подвижническая уединённая жизнь. Именно 1461 год, согласно свидетельствам монастырского летописца, принято считать годом основания монастыря.
Пустынной тишиной Антоний наслаждался недолго. Молва о его богоугодном образе жизни скоро распространилась по окрестностям, и к нему потянулись люди. И те, кто хотел получить у него благословление, и те, кто хотел вместе с ним молиться (и о себе, и о почивших). Люди шли к Антонию. Причём каждый делал пожертвования из своих пожитков. Так появились средства на постройку деревянной церкви и ограды вокруг неё.
Известно устное предание, согласно которому однажды ночью Антоний увидел из окна своей кельи необычный свет. Объятый трепетом и радостию, он вышел во двор, чтобы узнать, что же означает это дивное явление и увидел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Господу, он внес икону в свою часовню, а после устроения деревянной церкви посвятил её святителю Николаю.
Антоний принимал всех, кто желал с ним жить и трудиться, никому не отказывал. Работал наравне со всеми и был образцом для подражания и руководителем в богоугодной жизни. Так образовался монастырь, названный в честь храмового Святого и в память основателя Николаевским-Антониевым.

11. Территория монастыря сейчас выглядит так. Слева в строительных лесах (у жёлтого дерева) — белокаменный Никольский собор (1481-1493). Это один из древнейших памятников зодчества Тверской области. Вдали, за большим деревом в центре кадра, находится братский корпус (двухэтажное здание). Ещё правее — без купола — церковь Вознесения Господня (1690). Ещё правее на переднем плане — малый братский корпус (так он назван на Яндекс.Картах; в Википедии говорится, что на территории монастыря сохранились Настоятельский и Келейный корпуса. Какой из них какой — не могу определить).

12. Деревянные домики, если верить Яндекс.Картам, относятся к территории Усадьбы Горкомхоза. Я так и не понял, живёт ли в них кто. На заднем плане развалины церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594).
Монастырь в XVI веке получал достаточно большие вклады
и пожертвования, поэтому активно развивался, а его владения заметно увеличивались. Пожертвования поступали и от Нелединских, и от Ивана Грозного. Иван Грозный присылал достаточно щедрые пожертвования. Это позволило в 1592 году построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ту самую, останки которой видно на 12 фото. Церковь была построена вместо трапезной церкви Дмитрия Солунского (была заложена в 1494).
В строительстве церкви также финансово поучаствовал боярин Фёдор Васильевич Шереметев, живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе (тогда-то она была ещё мелкая, не как сейчас).

13. Зайдём за калитку
Есть интересный факт. Берег рек Неледины и Могочи, на котором устраивался монастырь, был низменным, по весне его заливало водой. Поэтому деревянная часовня и келья, построенная Антонием, находились на некотором отдалении от рек на ближайшей возвышенности. Антоний же возжелал, чтобы монастырь стоял на самом берегу реки, практически у воды. Для этого пришлось отсыпать берег землёй и выровнять. Площадь и высота подъёма были значительными — 75 саженей в длину, 45 в ширину, высота подъёма у реки достигала 2 саженей. Какие именно сажени использовались, сложно сказать (косые, городовые, большие или греческие), но средняя длина сажени — 2,2-2,5 м. Вот и считайте. У монастыря средств на такие работы не было, поэтому генеральным спонсором этого мероприятия были Нелединские. Всё было сделано, отсыпано, и тогда было начато возведение каменных строений монастыря.

14. Братский корпус. Справа виднеется кусочек Северо-Восточной башни (1697). Справа — деревянная часовня во имя святителя Николая (2017). Весьма сожалею, что не прошёл по территории дальше к этой башне. О том, что за этой башней находится слияние Неледины и Могочи, я узнал лишь дома, разглядывая карту.

15. Поклонный крест (был установлен в 2005).

16.
В XVII веке — в Смутное время — монастырю пришлось нелегко. В отличие от Кирилло-Белозерского монастыря, каменных стен у монастыря не было. Поэтому монастырь был беззащитен даже перед небольшими шайками воров и мятежников. Практиковалась выдача денег «для оберегания» панам воеводам, чтобы те защищали монастырь и его вотчины. Но и это не помогло. Монастырю был нанесён значительный ущерб, вотчины монастыря пришли в запустение. Когда Лжедмитрий бежал в Калугу, а позже и его войска, в монастыре стало немного спокойнее. Но в 1611 казаки и поляки захватили монастырь и его вотчины. Монахов избили и выгнали, близлежащие деревни были сожжены, жители разбежались. Положение дел стало меняться в 1612 г., когда Минин и Пожарский пришли с ополчением в Ярославль. В монастыре в это время находились литовцы и черкасы. Минин и Пожарский, получив весть об этом, направили туда достаточно большое войско, чтобы освободить монастырь. Битвы не было. Черкасы, получив весть о надвигающемся войске Минина и Пожарского, сами бежали из монастыря. Монастырь был освобождён.
На этом трудности не закончились. Набеги на монастырь совершались и в 1614 году. После заключения мира в Деулине ситуация в стране стала стабилизироваться, монастырь постепенно восстанавливался. Очередным ударом был пожар в 1634 году. В 1668 году была построена Каменная колокольня. А с 1685 года активизировалась деятельность по постройке каменных сооружений в монастыре. Именно тогда была построена и Вознесенская церковь (та, что на 12 фото), и каменный 2-этажный братский Иверский корпус (предполагаю, что это именно он на 14 фото), и ограда с башнями и бойницами в них.
В XVIII веке, во времена Петра I, началось опять нелёгкое время в жизни монастыря. Петровские реформы обложили монастырь многочисленными налогами, сборами. Также была возложена на монастырь обязанность предоставлять жильё и довольствие старым и увечным солдатам, отставным офицерам и другим воякам.
Позже, при Екатерине II, эти налоги были отменены и упразднены. Но и были отобраны монастырские вотчины (монастырю оставили совсем немного земли). Военные, бывшие на попечении монастыря, были переведены в Бежецк.
В советское время монастырь подвергся разорению и закрытию. Большая часть церковных ценностей и атрибутов была вывезена, похищена, уничтожена. Некоторые здания были разрушены. К 1930 г. обитель была окончательно закрыта.
В 1960 обитель была взята под государственную охрану как архитектурный объект. В 2005 был установлен поклонный крест (предположительно он показан на фото 15). В 2010 началась подготовка, а в 2013 монастырь был зарегистрирован как действующая обитель, годом позже был передан Русской Православной церкви. В 2017 г. была построена деревянная часовня во имя святителя Николая (на 14 фото), главка была поставлена осенью 2018. Сейчас монастырь нуждается в восстановлении. (по материалам Википедии)

17. Когда-то тут бурлила жизнь…

18. …а теперь тишина.

19. В заключение — церковь Зосимы и Савватия в деревне Слобода (предположительно 1797 г). Издалека, конечно, но всё же. Вид в сторону Твери (монастырь справа от меня и чуть сзади).
Вот такая, друзья, насыщенная и нелёгкая история у монастыря, который возник случайно и который я посмотрел тоже случайно (так-то я, как вы помните, в Красный Холм путь держал). Продолжение про сам город Красный Холм тут: часть 1
© С.Ц. 2021