Пара слов обо мне и много слов о том, как я стал путешествовать и что из этого вышло

В этой записи я расскажу о себе, о том, как я стал путешествовать и что я от этого получаю.
Текст большой, букв очень много. Не «Война и мир», конечно, но всё же. Если осилите до конца, узнаете много интересного от первого лица.
Итак, меня зовут Станислав Цуркан, живу я в Москве. Отчасти это и поспособствовало возникновению моего интереса к путешествиям по городам — тяга в места, «где нас нет».
По образованию инженер в нефтегазовой отрасли, программист. Технарь вперемешку с гуманитарием. Одна из основных черт — нетривиальный подход к жизни.
Предпосылки возникновения желания путешествовать появились в моей голове в начале 90-х годов, когда мне было лет 5. Лихие 90-е, перестройка, преступность… В те времена нередко на улицах воровали детей, поэтому меня всегда сопровождали родители и водили за ручку, что в конце концов стало угнетать — я хотел ходить один и куда я хочу! Примерно в то же время мне приснился сон: я был на вертолётной площадке где-то далеко-далеко от Москвы, было пасмурно, и я собирался лететь на этом вертолёте куда-то ещё дальше, за Полярный круг. В том сне я впервые ощутил то самое чувство — предвкушение путешествия, дальней дороги, связанной с открытием новых мест. К сожалению, тогда я так и не досмотрел этот сон, потому что мама разбудила меня в детский сад… Тем не менее эта мысль — жажда путешествий — осела глубоко в моём подсознании и прочно там закрепилась. Тяга на севера (города севернее Москвы почему-то манят больше) наверно оттуда же.   [Продолжение по кнопке «Читать далее»]
Сны про путешествия мне впоследствии снились не раз, и всегда было очень обидно просыпаться, возвращаясь в обыденную реальность. Следующей предпосылкой для моих путешествий послужил… троллейбус! Да, необычно, но нетривиальность — одна из моих основных черт. Когда я был в младшем школьном возрасте, моя семья жила в Коньково, рядом с метро в доме 111. Мимо нашего дома часто ездили троллейбусы. Маршрут был один — 72. Метро «Варшавская» — проезд Карамзина. В сторону м. Варшавская я не раз ездил с папой и знал, как выглядят там места, а вот где находится и как выглядит проезд Карамзина, я не знал. И, разумеется, природное любопытство не дремало. Оно подстрекало: «Сядь в троллейбус, прокатись до конечной и обратно». Я, собственно, и собирался так поступить, но не успел — родители развелись, и мы переехали в другой район — в Чертаново, что, собственно, ещё больше подогрело интерес к подобного рода путешествиям. Теперь это уже стало необходимостью, потому что я совсем не знал свой новый район, а знать его надо было, чтобы банально не блуждать и не теряться. Как-то сам собой у меня возник ритуал: по пятницам вечером я садился на незнакомый мне маршрут автобуса и ехал до конца и обратно. С собой у меня была карта Москвы, по которой я отслеживал, куда и как мы едем. Я технарь, склад ума аналитический, поэтому всё должно быть по полочкам. Вот так маршрут за маршрутом я изъездил свой район и окрестные. Самооценка повысилась: я стал отлично знать все улицы окрестностей и весь окрестный транспорт.
Останавливаться на достигнутом не хотелось, поэтому возникла следующая цель: объездить так и изучить всю Москву! Проехать на каждом маршруте общественного транспорта, повыходить из каждой станции метро. К тому времени я уже закончил школу, поступил в институт, и времени свободного прибавилось (а контроля за мной — поубавилось). Почти каждый вечер после занятий я куда-нибудь ездил. У меня даже был специальный эксельник со списком московских маршрутов, где я отмечал что и когда было проехано! Все черты транспортного маньяка налицо! : )
Параллельно я запустил программу изучения центра Москвы. Как-то в 16 лет я чуть не заблудился в самом центре Москвы и пришёл к выводу, что центр Москвы надо знать досконально. Если я ехал в институт на метро, я выходил из метро в центре на одной станции и шёл пешком до соседней. Таким образом я исходил весь центр Москвы, и он стал мне понятен.
К лету 2005 года цель была выполнена: я проехал ВСЕ маршруты наземного транспорта (кроме маршруток), побывал на поверхности каждой станции метро, побывал практически на каждой улице Москвы. В моём волшебном эксельнике не осталось пустых неотмеченных строк. Победа! Однозначная победа в номинации «Москва». Что дальше? Нет предела совершенству — дальше была, как несложно догадаться, Московская область. Это ж какой простор для деятельности!
Впрочем, в область меня тянуло ещё с детства. В 1996-2000 гг. мы жили на даче у маминого начальника недалеко от Бронниц. Хорошее место было, тихое. Магазинов тогда не было, поэтому за продуктами с бабушкой ездили в Бронницы на автобусе. Образ Бронниц конца 90-х годов также отпечатался у меня в подсознании: маленькие домики, тихие улочки, ЛиАЗы-677 со звуком банок-склянок, одна площадь с церковью и неспешный ритм жизни. В 12 лет я был вынужден порвать связи с компанией, с которой общался до этого, т. к. компания испортилась — мальчишки стали курить и прибухивать. Я же был принципиальный — не пить и не курить (что, собственно, и сейчас практикую). Поэтому общаться с ними я перестал и был предоставлен самому себе всё лето. Очень быстро я пришёл к выводу, что одиночество — это очень круто и здорово! Это был клондайк для меня. Иду куда хочу, как хочу, сколько хочу. Делаю что хочу, ни с кем не считаюсь, сам себе хозяин и т. п. Нет, скучно не было. Я всегда умел себя занять. Основным занятием было «исследование окрестностей» — я уезжал на велике куда-нибудь далеко, где ещё не был, и это доставляло великое удовольствие — осознание, что я был много где. Так что страсть к путешествиям у меня в крови : )
Триггером для первого путешествия в область стал… нет, не троллейбус. Теперь уже автобус, но по схожим мотивам. 407-й. В то время он бегал по маршруту метро «Южная» — станция Подольск. Идя по улице, я часто видел эти автобусы и, как и в случае с 72-м троллейбусом, было интересно прокатиться до станции Подольск. Одним июльским днём 2005 года я наконец-то сел в 407 автобус и поехал в Подольск. К сожалению, сейчас уже не вспомню точную дату того судьбоносного для меня дня, определившего мою дальнейшую судьбу вплоть до текущего момента. Но могу сказать, что это была одна из пятниц июля 2005. Ох, как давно это было.
В отличие от московских путешествий доехать до конечной и тут же поехать обратно было как-то неправильно и неинтересно. Естественно, я пошёл гулять по городу. На тот момент мне казалось, что Москва и область — это два разных мира (что, впрочем, практически так и есть). Моё путешествие по Подольску началось с Ревпроспекта. Чего-то сверхъестественного в этой улице (и вообще в Подольске) нет, но для меня всё было в новинку. Хоть мне и было на тот момент уже 19 лет, у меня был самый настоящий поросячий восторг от происходящего: от того, что я оказался в другом городе, от того, что иду по новым для себя местам. Я заходил во все магазины, во все кафе. Вроде как ничего особого там и не ожидалось увидеть, но всё равно было интересно «а как оно там».
В тот день я обошёл добрую половину Подольска, прокатился на подольском троллейбусе, прошёлся по подольскому городскому рынку. Поездка принесла мне великий восторг. Домой я возвращался в мегаприподнятом настроении, понимая, чем буду заниматься в дальнейшем и что станет моим основным хобби на ближайшие годы. И понеслась!
Одно за одним знакомые мне с детства названия городов стали превращаться в реально посещённые города. До конца 2005 я посетил Климовск (тогда он был городом), Одинцово, Мытищи (мне тогда казалось, что я где-то очень-очень далеко), Люберцы, Химки и прочие ближайшие к Москве города. В ходе своих путешествий я старался придерживаться принципа постепенного отдаления от Москвы: в каждом направлении каждый следующий город должен быть дальше предыдущего. Хотя и сам же нарушал это правило: например, Серпухов я посетил раньше, чем Чехов, а Орехово-Зуево раньше, чем Дрезну и Павловский Посад.
Не скрою, путешествовал я не только в выходные, но и нередко вместо универа (иными словами, забивал на пары и ехал в какой-нибудь город). Мама, разумеется, не знала о моих похождениях. Во-первых, в её понимании пропуск хотя бы одной пары означал автоматическое отчисление спустя 5 минут после опоздания (на самом деле в МИРЭА, где я тогда учился, была свободная посещаемость). А, во-вторых, «тебя съедят, зарежут, перережут, украдут» и т. п. Ну вы же понимаете — все мамы такие 😉 Впрочем, подобные путешествия в будни были ещё слаще — запретный плод же!
Также не буду скрывать, что в 2007 меня всё-таки выперли из института. Не за прогулы, а за неуспеваемость. Причём я мог всё сдать. В МИРЭА середины 2000-х не сдать сессию было сложно. Тем не менее я смог. Не сдать. Потому что балбес был и прокрастинатор. Тут даже не лень сыграла роль, а прокрастинация (завтра, завтра). Я думал, мама съест меня за отчисление, но всё обошлось.
2006 и 2007 годы были самыми плодовитыми — 44 и 46 городов соответственно. Большинство городов были недалеко от Москвы, поэтому в день я посещал по 2 города. Фраза «посетить город» означала для меня не просто потоптаться на главной площади в и радиусе 5 минутах ходьбы от неё, а полноценно обойти весь город, все закоулки и окрестности.
В тот день, когда меня официально отчисляли в мае 2007 (да, я с зимней сессии довисел до мая (!) с 8 (!!!) хвостами!), я был в Туле. Путешествовал разумеется. Это был мой первый большой город. 63-й в списке. Тула очень понравилась, я очень долго потом вспоминал эту поездку. Было очень интересно. Не менее интересно на следующий день в институте было узнать, что я отчислен : )
Да, это было весьма легкомысленно с моей стороны — забивать на институт и путешествовать, но что вы хотите в 20 лет от творческого нетривиального человека? Жалею ли я о случившемся? НЕТ! Решительно НЕТ! Поверьте, оно стоило того! Масса впечатлений, воспоминаний, новых мест — это во многом определило дальнейший вектор моей жизни. Осенью 2007 я перевёлся в РГУНГ им. Губкина (в керосинку). Качество образования там было наааамного выше, чем в МИРЭА. Забивать уже было неповадно и малореально. Путешествовать я продолжал, но, уже обжёгшись о МИРЭА, путешествовал теперь «легально» — по выходным.
Летом 2007 я сидел под домашним арестом на квартире у бабушки, потому что, по маминому мнению, летом (в непризывной период) могла быть облава на призывников или участковый мог на улице встретить и повестку вручить. Поэтому я был на другом конце Москвы у бабушки. Под видом ухода на работу я умудрился съездить в Тверь (июль 2007) и в Ярославль (август 2007). И это было ещё более «нелегально» — мама до сих пор не знает, как я первый раз посетил эти города 🙂 Всё надо было провернуть за один день! От некоторой спешки и осознания ограниченности времени эти путешествия были ещё слаще. До сих пор вспоминаю ту поездку в Ярославль.
Ну а дальше всё стабилизировалось. Прогуливать институт я практически перестал. За редким исключением, когда вместо одного экзамена поехал посетить Щербинку. Но причиной пропуска была моя неполная готовность к экзамену и желание сбросить сессионное напряжение. Средний годовой наезд установился на уровне 18-25 городов в год.
В конце 2006 я стал брать с собой фотоаппарат. (Про используемую технику у меня будет отдельный пост.) Поначалу фоткать мне было просто влом: останавливаться, доставать камеру. Позже, в начале 2007, я осознал, что фото в ходе поездок — большой потенциал для моего продвижения. Путешествовать, создать блог, писать туда посты с фоточками, стать известным, хорошие фотки продавать — профит. Таким образом отлично сработала мотивация — не просто путешествовать, а путешествовать и фотографировать.
И, собственно, под таким девизом прошли следующие 12 лет. Я ездил всё дальше и дальше. И фоткал всё больше и лучше. Последним посещённым городом Московской области и по совместительству сотым в моём списке стала Дубна. Очередная победа — проезжена вся Московская область (все города). Но Россия большая, поэтому до перехода в режим насыщения ещё далеко 🙂
В 2011 я устроился на работу, с финансами стало проще, что открыло для меня новые возможности путешествий — с ночёвками (до этого все путешествия выполнялись одним днём — даже во Ржев и Ярославль). В 2014 я сменил работу, начались командировки по стране, в частности, в Приангарье, что принесло мне 2 вылазки в горы и 17 новых городов (от Заозёрного и Бородино до Хилка и Петровска Забайкальского).
В 2013 я купил машину, что ещё расширило мои возможности путешествий. В 2016 я купил Volvo 245 — большой просторный универсал, что ещё больше расширило мои возможности — теперь я мог спать и ночевать в машине где угодно и с комфортом.
Путешествия для меня — смысл жизни, огромный мотиватор, инструмент познания мира, новых мест, получения удовольствия не только от результата, но и от процесса. Позже я напишу, как путешествия изменили мою жизнь. На данный момент я побывал в 232 городах (из них 219 в России), 32 регионах России и не собираюсь останавливаться, скорее наоборот.
Самые близкие к Москве — пожалуй, Мытищи, Химки, Люберцы. Самые дальние города, где я был — Партизанск и Владивосток. Мой самый западный город — Новосокольники, самый северный — Сольвычегодск, самый южный — Ростов-на-Дону, самый восточный — Партизанск.
Географически меня больше тянет на севера — Тверская область, Вологодчина и всё, что севернее. Там ощущаешь себя ближе к краю света. В планах на ближайшее время: Карелия, Хибины, Архангельская область, Мурманская область. Загад не бывает богат, тем не менее.
Если вы осилили мой опус до конца — честь вам и хвала. Значит, подружимся.

Posted in Без рубрики.